Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Вспомни завтра» в храме труда

1 июля 2015 10:11 / Культура

Образы будущего и вчерашние тревоги оживают на стенах заброшенного завода. Экспозицией «Вспомни завтра» свой второй летний сезон открыл Музей стрит-арта.

Экспериментальная летняя площадка появилась в Петербурге в прошлом году. Посетителям представили выставку Casus Pacis – "Повод к миру". Этим летом Музей стрит-арта превратился в лофт – на его территории разместились концертная площадка, кафе и рестораны.

Музейный сезон открылся здесь 27 июня.

Кто-то называет эти мазочки искусством

С шоссе Революции дорога резко поворачивает влево, уводя ко входу в музей, который сооружен из красных грузовых контейнеров. Перекрикивая музыку, группа ребят в черном кричит (да простит их Владимир Владимирович):

Послушайте!
Ведь если на стенах рисуют –
Значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то называет эти мазочки искусством?

Да, называет: у входа на экспозицию толпится не меньше сотни человек. Гостей встречает огромная музейная площадка под открытым небом. Под работы художников отдано 200 тысяч квадратных метров. Выставку "Вспомни завтра" оформляли мастера из Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петербурга.

Современные художники имеют дело с двумя пространствами для искусства: улицы и музеи. Музей стрит-арта уникален тем, что в нем эти два пространства объединяются.

Без будущего

При входе сразу же бросаются в глаза огромные объявления, которыми украшено заводское здание. По словам художников, объявления – самый простой и доступный арт-проект будущего. А что мы будем продавать и покупать завтра – совесть или новый айфон – большой вопрос.

Кураторы выставки Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, перекрикивая музыку, собирают зрителей на начало экскурсии.

"Проблема в том, что мы потеряли свое будущее. Его вроде как не стало, – говорит в громкоговоритель Арсений. – Кому, как не художникам, говорить об этом?"

Парадоксальная формулировка названия "Вспомни завтра" должна отражаться в экспозиции. Кураторы придумали идею обратной перспективы. Посетителям советуют идти от малого к большому, рассматривая арт-объекты выставки. "Не всегда художники работают размашисто, – поясняет Арсений. – Если представить, что экспозиция – вкусная еда, то  без этих маленьких сюрпризов, рассыпанных по всей территории, блюдо будет несоленым".

Но издалека в глаза бросаются именно огромные настенные росписи. На самой большой из них изображены люди, разрезающие решетку. Как художники, которые разрушают устоявшиеся представления об искусстве. Кстати говоря, в этом рисунке нарушены и нормы стрит-арта, который обычно остается анонимным: художники нарисовали на стене автопортреты.

Фото

  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»
  • Фоторепортаж: «"Вспомни завтра": второе лето  Музея стрит-арта»

Будущее на обратной стороне матового стекла

Во дворе завода встречаюсь с екатеринбургским уличным художником с ником Udmurt – он создает микроинсталляции. "Основная идея выставки – сочетание масштабных работ и маленьких деталей, – рассказывает он и показывает свой проект: на башне с диджейским пультом появляется надпись "Будущее".

Стараясь перекричать музыку, пробираемся в полутемную башню. Здесь на обратной стороне матового стекла написан текст. Будущее зыбко и туманно, оно ускользает от нас подобно этим буквам, объясняет художник. "Меня вдохновляет возможность путешествовать по давно знакомым местам, смотреть на то, что тебя окружает каждый день, открывая для себя что-то новое, – делится Udmurt. – Посмотрите на то, как дети исследуют пространство. Один и тот же участок окружающего мира каждый день они видят по-разному".

Храм труда и пиксельный Ленин

"Новые проекты оживили пространство и заставили чувствовать храмовую энергетику места. Завод – это ведь храм труда, – не без гордости рассказывают организаторы. – А у нас получилось храмовое пространство современного искусства".

Во всех рисунках, представленных на экспозиции, прослеживается главная идея: неопределенность, туманность будущего. Многие работы о мрачных человеческих ожиданиях. Пессимизм некоторых художников родом из советского прошлого. Об этом работа Дамира Муратова "Вместе мы силос": идея объединения под знаком одной лишь идеологии ведет к духовному распаду.

Петербургский художник Иван Тузов создал композицию в стиле пиксель-арт, создав мозаику из фигурок Ленина. "Иногда я хочу высказаться на политическую тему, но не хочется использовать образ Путина. Поэтому беру образ Ленина – перерабатываю его и соотношу с современностью. В этих работах есть элемент абсурдизма. Они напоминают анимацию, а мультики часто несерьезны. Я скрываю за шуткой и мультяшностью страшные политические реалии", – рассказывает Иван, демонстрируя вереницу Лениных, которые то предстают в виде неуклюжего скелета, то показывают окружающим беспощадность политического режима, усаживаясь на гору черепов.

Кураторы проводят зрителей в здание котельной. На полу разбросаны бревна, чувствуется запах гари, на стене черные панно с непонятными письменами. Это большая экспозиция Андрея Оленева из Нижнего Новгорода. Главная его идея – бессмысленность побега из реальности. Под потолком находится окно, из которого бьет солнечный свет. К нему ведет лестница, но, увы, побег из ужасного настоящего невозможен – на окне решетка, а инструкции к побегу на черном панно не поддаются расшифровке.

Петербургский Вавилон

В заводском зале огромная инсталляция: около сотни маленьких человечков, кто скорчившись, кто крича от боли, кто задумчиво сосредоточившись внимают большому, грозно возвышающемуся над ними человеку.

Петербургский художник Александр Шишкин-Хокусай изобразил и урок, и мессу одновременно. "Мы всю жизнь находимся в какой-то школе. При этом не факт, что учителя в ней взрослые. Многим из нас приходилось открывать для себя, что взрослые на самом деле – большие дети", – поясняют кураторы.

Во внутреннем дворе огромная труба превратилась в Вавилонскую башню. Художник приглашает задуматься о будущем и о том, к чему приводит идея переспорить судьбу и бога. Маленькие фотографии, размещенные на башне, сняты в Петербурге.

На нижней большой стене работа художника из Новосибирска Марата Морика. Обычно у художников стрит-арта нет возможности детально прорабатывать картины. А здесь можно наслаждаться настоящей живописью. Марат продолжает тему туманности и неопределенности будущего. В зеркале мы не видим себя – лишь фрагменты чужих отражений в туманном волшебном кристалле.

Нарисуй будущее

Несмотря на пугающие картины прошлого, на экспозиции есть место оптимизму. Будущее зависит от нас – именно это доказывали организаторы, устроив масштабную акцию в центре музейной площадки с колоннами. Волонтер протягивает зрителям кисть и предлагает написать свое имя на колонне. Так каждый становится соучастником творческого процесса, доказывая самому себе, что он творец своего завтра.

Многочисленные посетители пришли сюда не только за вдохновением. Илья Овчинников с увлечением рассказывает, что приехал на выставку с весьма конкретной целью: найти художников, которые согласились бы осуществить художественный проект в его городе. "Я приехал из удмуртского городка Сарапул. Его пересекает довольно длинный канал, берега которого обложены бетонными плитами. Серо, скучно и неинтересно. Мы решили превратить канал в такой огромный аквариум. А художников нет". Быть может, именно в Петербурге найдутся те, кто готов оживить своими рисунками маленький город, превратив его часть в подводный мир.

Большая часть работ была создана за десять дней до открытия. Для больших проектов использовали специальные подъемники. Все может сделать один человек: и управлять подъемником сверху, и рисовать. Так что большие пространства стен теперь не проблема. Основная часть экспозиции предстала перед гостями 27 июня, но в течение сезона, вплоть до 27 сентября, она будет дополняться новыми экспонатами.

Сегодня художники стрит-арта стали прорицателями, создавая свои образы будущего и делясь с окружающими мечтами и опасениями о завтрашнем дне. Возможно, их работы помогут нам найти ответ на вопрос "что делать?".