Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Игры разума и света
Фото: Ксения Шаповалова

Игры разума и света

9 июля 2015 17:41 / Культура

В старинном особняке купцов Елисеевых идет цветной дождь, а в залах растет волшебный лес. В здании открылась выставка световых инсталляций, голограмм и оптоклонов Magic of Light.

Экспозиция интерактивная – для того, чтобы заставить светиться ветви деревьев, нужно наматывать круги на велосипеде. Гости проводят опыты с плазменными шарами, рисуют лазером, рассматривают  зеркальную комнату в заглядывают в гигантский калейдоскоп.

Экспозиция была создана при поддержке ИТМО и Греческого института голографии.

Куратор выставки Сергей Стафеев, декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО, встречает гостей цитатой из «Крокодила Гены»: «Мы строили, строили и наконец построили!» Экспозиция, над которой создатели работали два года, занимает около десяти огромных залов, где размещены 200 футуристических голограмм и фантастических оптоклонов.

Неслучайное место

Всего один шаг разделяет два совершенно разных мира: реальный мир Васильевского острова, где проходит выставка, и мир, где царствует магия света.

В слабо освещенном зале показывают ролик, выполненный студией Дмитрия Высоцкого – он объясняет основы оптической голографии. Санкт-Петербург считается ее родиной. Место проведения выставки выбрано не случайно: именно в доме купцов Елисеевых жил и работал основоположник голографии Юрий Николаевич Денисюк, выпускник Университета ИТМО. Современные оптические клоны (OptoClones), разработкой которых занимается ИТМО и Греческий институт голографии, – голограммы профессора Денисюка, только усовершенствованные.

Оптоклон или не отптоклон?

Оптоклоны – это ультрареалистические полноценные голограммы. То есть голограммы такого качества, что их запросто можно перепутать с самим объектом. Часть экспозиции выполнена в стиле "edutainment" (Прим.Ред.: термин составлен из двух слов – "education" (образование) и "entertainment" (развлечение)

Главная идея – популяризация науки: «Мы перешли от строгой науки к науке, объединенной с искусством, образованием и развлечением, – рассказывает Сергей Стафеев. – Это то, что нужно нашим детям, подросткам и даже пенсионерам».

Подхожу к освещенным витринам. В самом начале экспозиции представлены голограммы знаменитых пасхальных яиц Фаберже. Тринадцать оптоклонов точно передают цвет, текстуру и детали скопированных объектов: бриллианты на миниатюрах Фаберже продолжают играть бликами и после клонирования. Не раз поймаешь себя на мысли: оригинал или клон передо мной? Цифровые копии произведений ювелирного искусства выглядят столь реальными, что гостям покажется, что их можно потрогать. Заглядываю за выставочную раму: быть может, там действительно яйцо? Увы, обман зрения, точнее – оптоклон.

В одном из интервью Алкис Лембессис, директор Греческого института голографии, рассказал о том, что попытки запечатлеть музейные коллекции в виде голограмм предпринимались в Ленинграде еще в советское время Однако голограммы были одноцветными и не могли передать всю красоту произведения искусства. «Так что, если мы не новаторы, то уж точно революционеры», – рассказывает он.

«Коллекцию императорских яиц Фаберже мы оптоклонировали в течение зимы и весны, – рассказывает Стафеев. – Но этим мы не ограничились и развернули целую серию артистических голограмм, которые со всего мира съехались сюда».

Фото

  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»
  • Фоторепортаж: «Magic of Light: игры разума и света»

Возможности оптоклонов

Современные голографические технологии продлевают им жизнь, сохранив шедевры в первозданном виде.

Однакоголография нашла применение не только в искусстве. В большом зале экспозиции можно увидеть, например, как архитектурный проект вырастает на глазах под воздействием света. Широкие возможности у голограмм и в медицине. Если сделать картину с изображением человека с трех ракурсов, можно в режиме онлайн увидеть отображение внутренних органов и скелета.

В этом же зале посетители видят еще одну голограмму, сделанную в 2015 году сотрудниками кафедры геоинформационных систем ИТМО. На ней в высоком разрешении с предельной четкостью изображен Морской собор в Кронштадте. «Голографический снимок сделан с натуры, а не с модели собора, – рассказывают организаторы. – Храм фотографировали мультикоптеры с высоты птичьего полета». Кстати говоря, получить разрешение на съемку в Кронштадте было очень сложно.

Пробираясь по темным залам экспозиции и порой пугаясь слишком реалистичных оптоклонов, добираюсь до «экосада» – это отдельная зона выставки. Слышится пение птиц и журчание воды. Заворачиваю за угол и вижу зеленую лужайку, где выросло дерево со светодиодными листьями. Листья загораются от движения велотренажеров, находящихся рядом. Чем интенсивнее вращение педалей, тем ярче светится дерево. Это арт-объект, посвященный защите окружающей среды, здоровому образу жизни и гармонии с природой. С уверенностью сажусь за руль, начинаю крутить педали, с каждым разом становится все тяжелее и тяжелее. Зато лампочки начинают мигать ярче.

«Что, сложно? То-то же! – неожиданно выскакивают из темноты волонтеры, работающие на выставке. – Теперь будете выключать свет, когда он не нужен, и экономить электроэнергию – узнали, как непросто ее вырабатывать!» «Будем-будем», – проносится в голове, пока слезаю с велосипеда.

Магия света и цифровых технологий продолжается в сердце волшебного леса: гости попадают в длинный коридор из световых струн разных цветов, которые постепенно скрывают впереди идущего человека, превращая его в расплывчатую тень.

Под строгим оком

Пожалуй, одним из самых невероятных экспонатов является огромный человеческий глаз, который устремляет свой пристальный взор на гостей. «Глаз ангела» – так называется арт-объект, созданный московским Центром МАРС. Он представляет собой проекцию огромного человеческого глаза, который реагирует на движение приближающихся объектов. Подхожу к закрытому глазу, он нервно дергается и раскрывается, моргает, становясь все шире. Вглядываюсь и в огромном зрачке с удивлением вижу саму себя. Все время, пока посетители находятся в этом зале, они волей-неволей поглядывают на глаз, потому что не покидает ощущение, что кто-то большой, сильный, но невидимый следит за каждым твоим шагом.

Еще один экспонат Центра МАРС – Интерактивный пиксельный арт-объект «Саша». Он также реагирует на приближение человека благодаря технологии Kinect, показывая, как геометрическая фигура постепенно преображается в лицо человека. Подхожу ближе к ромбу – он разбивается на множество мелких осколков, постепенно начинает появляться форма человеческого лица. Лицо кажется все более реальным, появляются даже мелкие морщинки в уголках губ. Но стоит сделать шаг назад – лицо вновь превратится в обычную геометрическую фигуру.

Виртуальная реальность

Следующий зал переносит зрителей в парк аттракционов. Да-да, это настоящее путешествие в пространстве. Сажусь на качели, надеваю специальные оптические очки и наушники и оказываюсь на одном из самых опасных аттракционов – бустере. «Здесь обманываются сразу осязание, зрение и слух человека. Поэтому таким реальным кажется все, что вы видите и чувствуете», – рассказывают волонтеры. Кричу от страха, когда лечу вниз с 50-метровой высоты. Обдувает ветер, рядом доносятся крики. Не покидает ощущение, что ты вращаешься вниз головой, как на настоящем бустере. После такого путешествия кружится голова, зато ощущения ровно такие же, как после похода в парк аттракционов. «Если долго ходить в этих очках, можно немного сойти с ума», – смеются организаторы. Путешествие в пространстве и времени благополучно закончилось.

Театр света – «умная терапия»

Вторая интерактивная часть выставки отделена от основной. Небольшой переход по лестнице выводит во внутренний двор, где расположился лазерный театр LUX AETERNA. Здесь свои театральные законы: зрители не сидят, а лежат на удобных креслах, напоминающих небольшие диванчики, в роли выступает лазер, декорации заменяют линзы и зеркала, а огромной сценой для всего спектакля становится планетарий. Здесь свет выступает вместе со звуком, и для вас они создают новую картину мира.

Руками трогать!

В большинстве традиционных музеев вы сможете увидеть табличку: «Экспонаты руками не трогать». Но только не здесь. Каждый посетитель –соучастник экспозиции. Три кита выставки – интерактивный формат, видео и развлечение.

Интерактивная зона LightGames («Игра света») впечатлит разнообразием научных развлечений и детей, и взрослых. Простые, но очень занимательные эксперименты, позволят гостям прочувствовать уникальные свойства света. В затемненной комнате провожу опыты с огромными светящимися шарами. «Тесла бы с ума сошел при виде этого!», – восклицают посетители. Здесь рисуют лазером и путешествуют в световом туннеле. Посетители надевают 3D-очки и вглядываются в узоры огромного калейдоскопа. А если вдруг кому-то очень захотелось приключений, он может потанцевать со своими тенями, которые причудливо отражаются на стене, где играет светомузыка. Желающих могут закрыть на пять минут в зеркальной комнате, где стоит несколько раз оглядеться – и ты теряешь выход, зато находишь самого себя в миллионах зеркальных отражений.

Только возле одного маленького экспоната можно увидеть надпись: «Не трогать!» И на первый взгляд непонятно, почему: перед нами причудливо сложенные разноцветные буквы. Но если сделать шаг назад, то в очертаниях теней можно угадать силуэт человеческого лица. «Мы очень долго это собирали, – признаются организаторы. – Поэтому ломать пока жалко. В скором времени каждый посетитель тоже сможет создать теневой силуэт».

Выставка проходит по адресу Санкт-Петербург, Биржевая линия, дом 14. Экспозиция продлится до 31 октября.