Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Команда «газы» дана для всех

20 октября 2003 10:00

Борьба за отмену или сохранение «автогражданки», которая развернулась между депутатами Госдумы и страховыми компаниями, захватила не только автовладельцев, но и всех прочих граждан. Неудивительно. В конце концов, все мы так или иначе ежедневно сталкиваемся с многомиллионной армией «железных коней» - и на улицах, и во дворах, под окнами собственных домов. Но за этим шумным и увлекательным занятием - обсуждением того, платить ли дополнительные автомобильные страховые сборы, а если платить, то сколько, или же ничего не платить вовсе - мы как-то забыли о том, что страховые или любые другие поборы с автовладельцев - это далеко не единственное, чем нам приходится расплачиваться за приятную возможность прокатиться с ветерком.



А платить приходится собственным здоровьем. И не только тем, кто, не дай бог, попал под колеса. Но всем поголовно. Всем, кто годами ежедневно вдыхает самую настоящую отраву - выхлопные газы.
Вышел из подъезда - и сразу закашлялся, хотя вроде и не простужен. Окна, выходящие на проспект, мой - не мой, все одно: уже через неделю снова нарастет слой копоти. Вот такой он, воздух мегаполиса. Другого нет. А дышать с каждым днем все труднее...
Виновника далеко искать не надо - вон он, под окнами фырчит. На днях официально прозвучала очередная цифра по количеству авто в Петербурге:
1 миллион 400 тысяч. Прирост питерского парка Лад и фольксвагенов - один из самых высоких в мире; по числу «жестянок» на душу населения мы скоро приблизимся к европейским стандартам. Казалось бы - и хорошо? Только теми же темпами, что кривая благосостояния ползет вверх, катится вниз здоровье. К местным машинам добавляется целая армия транзитников, три четверти которых следуют по набережным и через центр города. Страшно сказать, но уже сейчас за год четырехколесные друзья обогащают нашу атмосферу 186 тысячами тонн загрязняющих веществ. Это угарный газ, это окислы нитратов, которые способствуют развитию раковых заболеваний, это метан, свинец...
Вот, допустим, диоксид азота. Его концентрация в воздухе Центрального района стабильно в три-четыре раза превышает предельно допустимую (ПДК), а год назад во время контрольных замеров у площади Александра Невского прибор показал аж 17,6 ПДК. Содержание формальдегида в Калининском и Невском районах в отдельные месяцы достигает 5 ПДК, подобные рекорды ставит и бензопирен. Стоит ли удивляться первым местам, которые держит северная столица по числу аллергиков и легочных больных, не говоря уже об онколгии? Это мрачное лидерство вполне коррелирует с позицией аутсайдера - во второй сотне, которую Питер занимает среди 250 городов мира, ранжированных по состоянию экологии. (Для сравнения: Хельсинки, до которого рукой подать, - третий по чистоте город планеты).
При этом, по словам экспертов, если железный конь не с помойки, изрядную часть выхлопов можно убрать, просто отрегулировав двигатель. Между тем большинство новых автомобилей отвечает экологическим нормам только в первый год эксплуатации, а дальше - как повезет... Конечно, еще лучше поставить специальное устройство - нейтрализатор - на Западе все ими пользуются. Но, во-первых, это довольно дорого (хороший нейтрализатор стоит порядка $1000), а главное, в наших условиях он в течение полугода выходит из строя. Оказывается - из-за некачественного горючего.
По оценке ректора Российского государственного гидрометеорологического университета доктора физико-математических наук Льва Карлина, в нашем регионе, несмотря на все рекламные заверения, сегодня нет нормального автомобильного топлива.
- Виртуально оно есть, а реально - нет, - рассказывает профессор Карлин. - Чтобы поднять октановое число, на автозаправках бензин «улучшают»: бросают туда разные токсичные присадки - марганец и всякую дрянь. Так из чистого 76-го делают грязный 92-й...
На спонтанную реплику: «Но ведь это же преступление!» - профессор пожимает плечами: мол, да, конечно, но кому-то выгодно этого не замечать...
Последнее время загазованность атмосферы в городе на Неве достигает пика уже к 10 часам утра и не спадает до вечера. Ага, вот и пробка. Когда форды и Нивы часами работают на холостом ходу, насыщенность окружающего воздуха продуктами их жизнедеятельности взлетает до небес. Так что прогулка пешком по историческим местам рискует продолжиться через некоторое время в больнице. А кольцевую автостраду когда еще достроят; Территориальный дорожный фонд Петербурга, при сопоставимых площадях мегаполисов, в шесть с лишним раз скуднее аналогичного московского... А в планах у каждого второго пока еще безлошадного земляка стоит: купить... В общем, меньше пробок в ближайшем будущем нам не обещают, наоборот - обещают больше.
На днях Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга выпустил очередной ежегодный отчет о состоянии экологии. Жуткие цифры, леденящие душу графики, прогнозы, от которых оторопь берет, - это все оттуда... Представьте, что было бы, появись подобная многостраничная бомба в той же Финляндии. Да настоящий социальный взрыв! За финки тамошние жители хвататься бы, наверное, не стали, но громко и внятно заявили бы о своем конституционном праве на безопасную окружающую среду и заставили власти взяться за разгребание воздушных авгиевых конюшен. Ведь, собственно, для этого и нужна гласность и демократия - разве нет?
Питер же молчит в тряпочку. Вместо того чтобы потребовать принятия «антивыхлопного» закона. Ввести ощутимые штрафы за черные шлейфы из-под капота. Жестко инспектировать бензозаправки. Безжалостно наказывать виновных... Срочно строить развязки в местах перманентных пробок...
Вместо этого Питер улыбается и приветственно машет флажками новой власти.
Можно сказать так: публикуя эти данные, городская администрация поступает по законам цивилизованного мира. И одновременно тестирует Петербург на наличие гражданского общества. Если это подтолкнет нас на защиту своих прав, значит, будущее у северной столицы есть. Если нет - так нам и надо. Будем задыхаться и погибать молча.

Лина ЗЕРНОВА, Валерия СТРЕЛЬНИКОВА