Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кривая не вывезла

29 октября 2015 12:53 / Общество

Пьяный полицейский устроил ДТП со смертельным исходом

Очередное ДТП с участием сотрудника полиции привело к смерти невинного человека. Причем полицейский, как официально указывается в пресс-релизе ГУВД, был пьян. В отношении сотрудника возбуждено уголовное дело – но правозащитники не исключают, что его коллеги могут помочь ему избежать уголовного наказания.

18 октября в седьмом часу вечера Ирина Смирнова со своей мамой Валентиной Алексеевной возвращались с дачи, из Киришей в Петербург. На беду, у автомобиля спустило колесо, и Ирина припарковалась на обочине. Она включила аварийные сигналы, выставила знак аварийной остановки. Мама осталась на переднем сиденье, пристегнутая ремнем безопасности.

В двух шагах от того места, где они остановились, находится аэродром Кусино, и женщина пошла просить там  о помощи. Один из сотрудников согласился. Когда Ирина вернулась к автомобилю, то увидела, что в его переднюю часть врезалась машина, выехавшая на встречную полосу. Незнакомые люди пытались оказать участникам ДТП помощь, вызвали полицию и скорую.

«Много машин сразу остановилось, – вспоминает Ирина. – Мою маму вытащили, и она умерла у меня на руках. В тот момент вся жизнь перевернулась с ног на голову… Мама была добрым, отзывчивым человеком, никогда никому ничего плохого не сделала, все к ней с уважением относились. Ребенком пережила блокаду… Один из тех людей, кто нам помогал, передал мне, что слышал, как тот водитель сказал: «Я пьян».

Погибшая Валентина Алексеевна

За рулем «Рено Дастер», который  врезался  в автомобиль Ирины, находился майор полиции Пучков Александр Сергеевич, оперуполномоченный 125-го отдела полиции УМВД России по Тосненскому району Ленинградской области.

«В момент аварии сотрудник полиции находился в свободное от службы время, в гражданской одежде. По предварительным данным, сотрудник находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения, – утверждается в пресс-релизе, опубликованном на сайте ГУВД Петербурга и Ленобласти 21 октября. – По данному факту проводится проверка. Сотрудник будет уволен из органов внутренних дел по дискредитирующим основаниям, а также понесет наказание в соответствии с нормами действующего законодательства. К строгой дисциплинарной ответственности будут привлечены его непосредственные руководители».

«На данный момент проверка уже окончена, – пояснил корреспонденту «Новой» пресс-секретарь ГУВД Вячеслав Степченко. – Принципиальное решение об увольнении принято. Но пока  это невозможно сделать по закону, так как сотрудник лежит в больнице. При выходе с больничного он будет ознакомлен с материалами проверки и уволен при соблюдении законной процедуры».

Внимание и опасения

Признание того факта, что Пучков в момент ДТП был действующим сотрудником полиции, по мнению правозащитников, имеет большое значение для данного дела. «Если бы он не был сотрудником полиции, то его дело расследовалось бы не в Следственном комитете, а в структуре МВД, – поясняет правозащитник Динар Идрисов. – И как мы знаем по опыту подобных процессов, его могли бы попытаться свести к административному правонарушению».

На первый взгляд, перспективы расследования выглядят хорошо. ГУВД за своего сотрудника официально не заступается. Дело возбуждено Следственным комитетом не по факту, а сразу в отношении Пучкова, и по правильной статье ч. 4 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, совершенное в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности смерть человека». Однако адвокат Ирины Смирновой Геннадий Новиков считает, что некоторые попытки двигать расследование в оправдательном направлении все же предпринимались.

«Во-первых, хотя с самого начала было известно, что Валентина Алексеевна умерла от шока и травм на месте происшествия, проскакивала иная информация – о том, что она якобы умерла в карете скорой помощи по пути в больницу, – поясняет адвокат. – В этом случае была бы возможность квалифицировать дело по более мягкой статье. Кроме того, нам поступала информация – как выяснилось, не соответствующая действительности, – что Пучков был уволен до 18 октября, и дело может быть передано в полицию. Наконец, сам факт того, что дело было возбуждено не в тот же, и даже не на следующий день, как обычно бывает при ДТП со смертельным исходом, а только 22 октября, тоже наводит на подозрения».

В данный момент, по словам Геннадия Новикова, дело находится в прокуратуре. Почему Следственный комитет передал его надзорному органу, не закончив расследование, непонятно.

Майор полиции Александр Пучков, фото из социальной сети "Вконтакте"

«Я считаю, что такие преступления нужно приравнивать к умышленному убийству, – заявляет Ирина Смирнова. – Ведь пьяный сознательно садится за руль, зная, к чему это может привести».

«Виновность должна быть доказана судом, – утверждает Динар Идрисов. – Но есть факты, которые можно обсуждать до любых расследований. В частности, есть свидетели, которые еще до ДТП чудом не столкнулись с «рено» Пучкова, когда он ехал по встречке. Есть видеозапись происшествия. То, что это дело получило должное освещение и на данном этапе расследуется в верном направлении, результат усилий гражданского общества. Но когда  на странице Пучкова «ВКонтакте» я нашел его коллег  и попытался связаться с ними, то  встретил в ответ неприкрытую агрессию. Значит, нельзя исключать, что, как только шум поутихнет, могут быть задействованы какие-нибудь скрытые рычаги.