Узнаем ли, чем дышим?
Литейное производство собираются запустить в 150 метрах от школы
Группа компаний «Звезда» заявила через средства массовой информации о намерении создать новое литейное производство на территории нынешнего завода в Троицком поле. Пока городские чиновники и большинство жителей ничего не знают об этой инициативе, ряд экологов задается вопросом: нужно ли возводить потенциально опасное производство в городской черте, в непосредственной близости от жилых кварталов?
Председатель совета директоров «Звезды» Павел Плавник заявил, что компания собирается создать новое литейное производство для выпуска изделий из алюминия, бронзы, стали и чугуна для машиностроительных заводов. Мощность завода на первом этапе составит 3,2 тыс. тонн литья в год, что должно быть достаточно для нужд машиностроения Северо-Запада. Обойдется эта затея в 1,2 млрд руб.
Между тем корпуса «Звезды» прилегают к жилым домам Троицкого поля. Прямо напротив территории «Звезды», в ста пятидесяти метрах, расположена школа № 527, а мимо по улице Грибакиных гуляют мамы с колясками. Этот квартал и так со всех сторон окружен заводами, потом к ним присоединилась проходящая прямо над головой Кольцевая автодорога. Если добавить к этому еще и новое литье – не придется ли переселять весь квартал?
Как следует из ответов на запросы «Новой» и экологического правозащитного центра «Беллона», Роспотребнадзор и Комитет по природопользованию пока не располагают сведениями о грядущем появлении литейной.
Из самой «Звезды» на наш запрос пришел следующий ответ: «Проект создания на территории ОАО «Звезда» модернизированного литейного производства в настоящее время находится в стадии разработки. В процессе этой работы будут определены сроки проведения работ, объемы строительства и номенклатура необходимого оборудования, а также источники финансирования и прочие параметры. С целью гарантированного обеспечения благоприятной экологической обстановки на прилегающей к предприятию территории ОАО «Звезда» рассматривает в качестве партнера по данному проекту одну из ведущих европейских компаний, имеющую значительный опыт в создании экологичных производств, в том числе в непосредственной близости от курортных зон».
Мы просили уточнить, в каком именно корпусе собираются организовать производство. Но – то ли пока ничего вообще не разработано, то ли считают, что говорить еще рано.
Между тем в интервью от 9 октября Павел Плавник заявляет: «Мы активно развиваем металлургическое направление, планируем построить новый литейный корпус. Проект подготовлен, но есть определенные проблемы, связанные с ухудшением рыночной конъюнктуры…» Значит, все-таки подготовлен?
При этом не очень понятно, когда все же наступит момент рассказать о том, что именно разработано. Как ответили нам из Комитета по природопользованию, в данном случае «обязательным является прохождение государственной экспертизы, прохождение экологической экспертизы не является обязательным по законам РФ».
Действительно, 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» теперь настолько урезали, что даже литейное производство таковой не требует.
Что же касается государственной экспертизы, то она существенно отличается от экологической, в первую очередь тем, что ее прохождение не требует проведения в обязательном порядке общественных слушаний. А так как производство будет организовано на территории завода, то градостроительных изменений никаких не ожидается, значит, и в этой плоскости производство не требует слушаний.
В итоге получается, что литейную могут спланировать, провести через госэкспертизу, построить и запустить так, что об этом не узнает ни один житель. Что само по себе вызывает беспокойство.
«Попытки запустить такое производство бывают примерно каждые десять лет, но пока не увенчались успехом, – комментирует Юрий Шевчук из «Зеленого креста». – Следует понимать, что, какие бы ни использовались технологии, полностью безвредным литье не бывает, какие-то выбросы будут в любом случае. И вообще, нужно не новые производства вблизи жилья запускать, а от старых избавляться. К сожалению, у предприятий живут люди – в советское время в Ленинграде их было 700 тыс. человек, сейчас около 200 тыс. живут в санитарно-защитных зонах – то есть там, где, по идее, жить нельзя».
«Так как сам проект общественности пока представлен не был, то обсуждать его достоинства и недостатки невозможно, – полагает Николай Рыбаков, исполнительный директор ЭПЦ «Беллона». – Но стоит отметить, что уже довольно давно городские власти начали реализовывать политику вывода промышленных производств из центра города. Зачем открывать новый цех вблизи к жилым постройкам – непонятно.
Кроме того, все сто процентов жителей нашего города (по официальным данным Министерства природных ресурсов и экологии) живут на территориях с сильно загрязненным атмосферным воздухом. Улучшит ли его состояние появление нового производства – еще один вопрос. Ну и главное: наши граждане прекрасно понимают, что даже если в проекте будут предусмотрены самые современные технологии, гарантии их соблюдения нет никакой. Уровень ответственности бизнеса за сбережение окружающей среды минимальный. Контроля со стороны власти должного нет. Общественность к контролю не допускается и не имеет материально-технической базы для настоящего контроля промышленных предприятий. Данные о выбросах в атмосферу предоставляют предприятия сами о себе, и, конечно, они не заинтересованы обнародовать случаи аварийных выбросов».