Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Второй крестовый  поход на Исаакий

Второй крестовый поход на Исаакий

28 марта 2016 11:47 / Политика

Православные активисты рассчитывают отсудить Исаакиевский собор. Есть ли шансы?

В Петербурге вновь разгорается спор за храм, возведенный Монферраном: кому он должен принадлежать – государству или церкви? Ходоки от РПЦ, затеявшие тяжбу, намерены судиться с городскими властями. Губернатор пока молчит. Музей предпочел бы остаться в стороне и не вникать ни в какие дрязги, но православные активисты упорно втягивают его в конфликт.

28 марта инициативные христиане планируют обратиться в Смольнинский районный суд Петербурга с требованием оспорить отказ городской администрации передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ. Такое решение Смольный принял еще в сентябре 2015 года, но недовольные опомнились лишь сегодня. Православные активисты объясняют это так: «Ждали, пока администрация города сама передумает, но не дождались и пошли в суд».

Впервые представители РПЦ заявили свои претензии на Исаакиевский собор в июле прошлого года. В письме петербургской епархии на имя губернатора Георгия Полтавченко они просили изъять храм из ведения города и выдворить находящийся там музей. Обращение вызвало бурную реакцию: за три дня около 100 тысяч человек подписали петицию против передачи Исаакиевского собора церкви. Возмутились деятели культуры, историки, градозащитники. Депутаты предложили провести референдум по данному вопросу, но Горизбирком им отказал: якобы были допущены ошибки в оформлении документов и неточно сформулирован вопрос.

К счастью, голосование не потребовалось: не сразу, спустя почти два месяца, но Смольный отказал РПЦ. Чиновники сослались на экономическую нецелесообразность: мол, если согласиться на такой шаг, то расходы федерального бюджета перелягут на плечи города, а он этого не выдержит. Московский патриархат отреагировал незамедлительно: отказ незаконен, будем обжаловать. Но потом затаился. Никаких действий РПЦ не предпринимала до сих пор. О намерении судиться с городскими властями в конце марта объявили православные активисты, фактически поддерживаемые петербургской епархией, но якобы независимые от нее.

«Церковь свое мнение в письме митрополита летом 2015 года высказала, и спрашивать заново нет смысла, – пояснил «Новой» один из авторов иска руководитель фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига святого Георгия» Сергей Егоров. – Если бы сейчас митрополит поменял свое мнение, он бы заявил об этом. Если бы он не хотел этого иска, он бы дал нам понять. Мы общаемся с отцом Александром Пелиным (глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества петербургской епархии.Н. П.), для нас его поддержка равна одобрению владыки. Пелину мы сообщали о наших планах. Он нам не запрещал. Но не он инициатор этого процесса».

«Я лишь контролирую, чтобы они не зашли далеко, но это их инициатива, а не моя», – подтвердил «Новой» протоиерей Пелин (один из ближайших соратников митрополита Варсонофия.Н. П.).

Чья бы это инициатива ни была, в ближайшее время православные активисты развернут широкомасштабную кампанию в ее поддержку.

«Процесс стартует в апреле, – рассказал «Новой» Егоров. – Мы будем собирать подписи за передачу Исаакиевского собора церкви, проводить благотворительные акции, мероприятия, агитацию. Мы упор делаем на то, что нас поддержат горожане. Мы поняли: для губернатора важно, чтобы было создано определенное общественное мнение. Летом 2015 года мы обсуждали: чем мог быть вызван отказ? Пришли к мнению, что либеральная общественность проявила большую активность и организованность, и тот отказ был сделан под ее давлением. Сейчас мы хотим привлечь внимание общественности и добиться того, чтобы храм передали церкви. Мы понимаем, что процесс будет долгим. Но мы полны решимости в этом году довести дело до конца. Все храмы в Петербурге уже переданы РПЦ. Вопрос по Исаакиевскому собору завис потому, что у него большой бюджет, и нынешнее руководство, с нашей точки зрения, просто не хочет с этим бюджетом расставаться».

Пелин, Егоров и их соратники не чураются расчетов. Уже сейчас, до решения суда, они рассуждают, что, сделав бесплатным вход в храм для граждан РФ, можно оставить его платным для иностранцев, а также создать ОАО для ведения коммерческой деятельности.

«Пока рано говорить об этом, это еще предстоит обсудить с общественностью. Истина не в хозяйственном, а в сакральном», – подытожил Пелин.

Новые притязания со стороны церкви вынудили петербургских депутатов задуматься не только о проведении общегородского референдума, но и об изменении законодательства, регламентирующего процесс передачи государственного имущества религиозным организациям. Парламентарии намерены в ближайшее время предложить на федеральном уровне запретить передавать РПЦ здания, в которых на протяжении 25 последних лет находились учреждения культуры, а также объекты культурного наследия федерального значения.

Комментарии

Николай Буров, директор Государственного музея «Исаакиевский собор»:

– Это хамское заявление. Кто выступает истцом? Кто такие эти «православные активисты»? На сегодняшний день я знаю лишь, что это малограмотные люди. Они очень плохо владеют русским языком. Подметное письмо, которое я от них получил, написано с громадным количеством ошибок. Осень и весна – трудное время для людей неуравновешенных, время обострений. Это вам любой психиатр скажет. Видимо, это очередная весна. Мне очень жаль. Но у нас свободное государство. Всякий волен апеллировать к суду. Что скажет ответчик – посмотрим. В данном случае музей – не ответчик, ответчик – правительство города. Я не знаю, какой будет его реакция. Но я бы хотел, конечно, большей защиты от государства, которому служу. Я ведь защищаю государственные интересы. Пока я четкой явной позиции не слышу, и мне досадно. Мне бы хотелось, чтобы государство определилось на этот счет.

РПЦ не мешает музейный статус. В соборе по согласованию с епархией проходят богослужения – свыше 1000 служб в год. Не всякий не обремененный музейными функциями храм ведет такую активную православную деятельность. Хотя это и непросто. Музей имеет определенный график работы. Церковь имеет свой график работы. Мы стараемся совмещать интересы. К тому же музей берет на себя полностью все расходы, поэтому мы еще очень помогаем нашему приходу.

Я понимаю: в чужих руках все кажется толще. Эти люди думают, что они могли бы получать те доходы, которые имеет музей. Но они забывают о том, что музей – государственное учреждение, полностью подотчетное в своей деятельности. Это крупный налогоплательщик и единственный музей в России, который вообще не получает денег из бюджета, сам себя содержит и все виды необходимых работ, даже реставрацию, проводит за счет заработанных средств.

Я против того, чтобы напрягать отношения между церковью и обществом. Я против скандалов. Но, к сожалению, меня все время ввергают в такую ситуацию. Это грустно.

Борис Вишневский, депутат Заксобрания Петербурга:

– Иск православных активистов не имеет ни единого шанса по нескольким причинам. Первая: нарушен общий порядок обжалования действий должностных лиц и органов. Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. Отказ в передаче РПЦ Исаакиевского собора широко освещался в СМИ. Православные активисты, если уж они такие заинтересованные лица, не слышать и не знать об этом не могли. Прошло шесть месяцев. Срок давно пропущен.

Вторая причина: закон (ФЗ № 327) устанавливает, что обжаловать можно решения о передаче имущества религиозного назначения, а не об отказе в передаче. По поводу отказа надо обращаться в администрацию Петербурга и в конфликтную комиссию, рассматривающую такие споры, и лишь потом в суд. Со стороны РПЦ такого обращения не было.

Третья причина: обжалование в суде предполагает доказывание нарушения прав и интересов. Какие права и интересы «православных активистов» нарушены? Они раньше владели Исаакиевским собором? Нет. В городе больше негде помолиться? Нет, у нас множество храмов. Кто-то мешает их свободе вероисповедания? Нет. Более того, Исаакиевский собор никогда не был приходским храмом. Никогда не принадлежал РПЦ. Строился на казенные средства, Священный Синод в то время фактически являлся министерством, церковь была частью государства. Нет никакого нарушения прав и интересов. В суд идти бессмысленно. Если по закону, у православных активистов не должны даже принимать исковое заявление.

Лев Лурье, петербургский историк, журналист и общественный деятель:

– В принципе я бы не возражал против передачи Исаакиевского собора православной церкви, но не в нынешнем ее состоянии. Судя по тому, что мне рассказывают мои православные друзья, нередко священники не пускают в соборы людей, не так одетых, часто грубят, далеко не во всех соборах разрешают проводить экскурсии и т. п. А Исаакий и подобные ему соборы для церкви – золотое дно. Посмотрите на храм Христа Спасителя в Москве – он же просто облеплен коммерческими предприятиями.

Справка «Новой»

Исаакий – третий по посещаемости музей России, уступает только Эрмитажу и Петергофу. В 2015 году собор и его колоннаду посетили 3 млн 700 тысяч туристов. Ежегодно Исаакиевский собор получает около 600 млн руб. от продажи билетов и регулярно перечисляет в бюджет города от 50 до 70 млн руб. В ближайшее время на реставрацию собора потребуется около 750 млн руб., не говоря уж о работах по капитальному ремонту.