Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Петербург создан для того, чтобы ходить пешком

18 апреля 2016 11:35 / Общество

Развитие общественных пространств – реальный способ попасть в город будущего

Современный город должен быть удобным для жизни, экологичным и умным, жители, выходя на улицу, должны чувствовать себя комфортно. Для этого необходимо развивать общественные пространства: улицы, парки, площади, набережные, пляжи.

Большая прогулка

В Петербурге разрабатывается Стратегия экономического и социального развития до 2030 года. Чтобы сформировать ее портфель, Форум пространственного развития под эгидой правительства Петербурга проводит цикл дискуссий с чиновниками, инициативными гражданами и экспертами.

По словам Стива Каддинса, координатора «Красивого Петербурга», еще в 2013 году они провели исследование, которое выявило территории, по мнению экспертов и горожан, идеальные для пешеходных зон: участок Большой Морской улицы от Невского до арки Главного штаба (он уже освобожден от машин, идет разработка проекта); Мытнинская набережная от Биржевого моста до Кронверкского моста на Заячий остров; участок Кирпичного переулка между Большой и Малой Морскими улицами. В далекой перспективе можно обсуждать превращение в трамвайно-пешеходные участки Среднего проспекта и Садовой от Сенной площади до Невского.

Сейчас Мытнинская набережная – это идеальная видовая площадка, потенциал которой практически не используется. Активисты разработали план, как без ущерба вывести отсюда автомобильное движение, разработано несколько концепций преобразования набережной – таких, чтобы сделать ее привлекательной для людей. «Наша задача – сделать Петербург по-настоящему пешеходным городом, – пояснил Каддинс. – Чтобы пешеходные улицы не были случайными вкраплениями на карте города, а создавали единый понятный комплекс».

Всем нравится, но…

Чтобы преобразовать город, одной общественной инициативы недостаточно. Это доказывает история проекта развития Южной Коломны.

Как рассказал эксперт в области ревитализации городской среды Данияр Юсупов, концепция развития Южной Коломны была разработана на деньги Совета министров северных стран. Она была призвана связать отдельные точки притяжения территории – памятники культуры – так, чтобы между ними было приятно гулять. В первую очередь это можно сделать за счет развития набережных Коломны в районе семи мостов.

Как рассказал Данияр, концепция понравилась и местному бизнесу, и жителям, и муниципалам, и даже городским властям. Но реализовывать ее некому. Специалисты из открытой лаборатории «Город» грант отработали, и хоть и болеют за свой проект душой, продвигать его дальше не имеют возможности.

Теоретически в развитии общественных пространств должны быть заинтересованы городские власти. Но по словам зампреда Комитета по градостроительству и архитектуре Ларисы Канунниковой, у КГА много собственных планов, например по строительству новых парков. И дойдут ли руки до других проектов, сказать сложно.

Новое видение

Во всем мире двигателем развития общественных пространств давно стал бизнес: зарабатывать можно не только на заводах и недрах, но и на парках! Причем для этого совершенно не обязательно застраивать их коттеджами.

В городе уже есть пилотный проект государственно-частного партнерства (ГЧП) – реконструкция Южно-Приморского парка. Специалисты Института менеджмента, инноваций и бизнес-анализа пытаются привлечь частных инвесторов, чтобы и отремонтировать парк, и создать благоприятную для жителей среду, и превратить Южно-Приморский парк в новый центр притяжения – и при этом заработать денег.

Как рассказал инициатор проекта Константин Голоктеев, есть бизнесмены, желающие вложиться в реконструкцию. Но давать деньги они готовы под гарантии от органов власти, что после того, как бизнес потратит деньги на разработку проекта, город не пойдет на попятный. Сделать это оказалось не так-то просто: чиновники привыкли воспринимать парки как затратные территории, на содержание которых уходят деньги; то, что на парках можно зарабатывать, это ново и подозрительно.

Поэтому, как пишет зампред Комитета имущественных отношений Филановский, концепция реконструкции Южно-Приморского парка не может быть согласована, так как «обязательным элементом соглашения о ГЧП является строительство или реконструкция объекта недвижимости частным партнером». Парк – это не объект недвижимости в понимании чиновников. Недвижимость – это только здания и сооружения. А значит, никакого ГЧП для реконструкции парка не может быть в принципе.

А зампред Комитета по благоустройству Виктор Шабнов считает, что на территории зеленых насаждений общего пользования нельзя размещать заложенные в концепцию площадки для выгула собак, объекты питания и парк аттракционов. То есть опять получается нонсенс: нелегальные шашлычницы и выгул собак никого не волнуют. А цивилизованный общепит или огороженная собачья площадка запрещены в парке законом.

Проверенные методы

По словам председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Елены Ульяновой, в госпрограме развития территорий есть подпрограмма развития общественных пространств. Теоретически это означает, что какие-то проекты, предложенные активными горожанами или бизнесом, могут быть поддержаны правительством Петербурга. Тем более кто, как не чиновники, заинтересованы в том, чтобы у жителей появился, например, обновленный парк – причем за счет частного инвестора, без затрат бюджета?

Лариса Каннуникова, зампред КГА, сообщила, что любые интересные проекты по развитию общественных пространств могут быть рассмотрены на секции ландшафтной архитектуры при Градостроительном совете. Секция будет заседать в КГА каждый первый вторник месяца начиная с июня.

И Канунникова, и Ульянова посчитали интересными идеи, предложенные во время дискуссии, и теоретически готовы приложить усилия для их развития. Приведут ли очередные подпрограммы и заседания к какому-либо результату? Будем надеяться. Тем более что губернатор города свою точку зрения высказал, заявив: «Петербург создан для того, чтобы ходить по нему пешком».