Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сколько подаст партия?

20 апреля 2016 09:52 / Политика

До дня голосования в Госдуму и ЗакС осталось менее полугода – кандидаты на низком старте

В партиях уже идут дебаты в рамках праймериз, претенденты на мандаты обновляют свои фотографии в соцсетях – на смену карточкам «я у моря или в баре» приходят трезвые снимки в галстуках. И лишь один вопрос участники избирательного процесса предпочитают оставлять за скобками: кто будет платить за их кампанию? Ведь выборы – это не только нервы, но и деньги.

По городскому закону кандидат в Заксобрание может потратить на кампанию не более 12 млн рублей (партия – до 300 млн). В «Единой России» желающие попасть в Госдуму уже регистрируются на праймериз, кандидаты в петербургский ЗакС определятся позже, путем закрытого отбора (костяк фактически определит руководство партии).

Единороссы заметно нервничают, а вопрос о деньгах и вовсе вводит их в ступор. Почти все, как девушки на первом свидании, утверждают, что о свадьбе (деньгах) якобы еще не думали.

Партиец Алексей Макаров наотрез отказался говорить на финансовую тему. На вопрос почему заявил: «А просто не хочу».

Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров от ответа, как ему, вероятно, показалось, виртуозно ушел, сообщив, что ни копейки тратить не будет, поскольку его кампания «не кончалась никогда». Мол, так хорошо поработал, что электорат готов чуть ли не штурмовать участки, лишь бы поставить галочку напротив его фамилии.

Заместитель главы горпарламента Сергей Анденко (ЕР) заверил корреспондента «Новой», что о деньгах пока не думал, поскольку еще не прошел внутрипартийный отбор. После чего неожиданно разразился тирадой: «Нынешнее состояние нашей страны говорит о том, что изменился дух народа. Патриотические настроения стали преобладающими. Исчезла та необходимость, когда все решали деньги. Люди понимают сложившуюся ситуацию. Каждое заявление оппозиции вызывает у людей бурю негодования, которая связана с патриотическими настроениями».

Сергей Соловьев (ЕР) порадовался, что у него все схвачено. И даже прихвастнул скандальной «поправкой БФК» (той самой, которая распределяется анонимно): говорит, что тратит ее исключительно на жителей. «Руковожу районным отделением «Единой России», однопартийцы являются главами муниципальных образований. Муниципалитеты тратят от пяти до десяти миллионов на соцпрограммы в рамках своего бюджета, я выделяю муниципалитетам деньги по «поправке». Вот и получается уже, если по пять миллионов на шесть муниципалитетов, 30. Это и праздничные наборы, чаепития, концерты, – разбирает смету Соловьев. – У действующего депутата колоссальные преимущества. Что-то потратим на агитационные материалы и их размещение. Полагаю, ограничусь минимумом самым. Точную цифру в рублях смогу назвать ближе к выборам. Выделит ли партия деньги, не знаю».

Александр Кущак тоже о финансах якобы не думал. Одно, правда, знает точно: как пошлет его партия (одномандатником или по списку), так он и пойдет. «Не рассчитываю колоссальную сумму тратить. В пределах 500 тысяч. Тратить-то не на что. Подкупать избирателей глупо и бесполезно, слишком много их – 140 тысяч, – без обиняков заявил он. – Какую-нибудь газетку, листовку выпустим, конечно».

Виталий Милонов заявился на участие в думских праймериз. Отвечая на вопрос «Новой», парламентарий начал с того, что тратиться почти не будет, поскольку за созыв славно потрудился: «Всегда строил кампанию на основе личных встреч с избирателями, а для этого деньги не нужны». Однако в конце беседы добавил, что будет использовать те материалы, которые оплатит партия. Впрочем, пообещал не издавать красочные плакаты и обойтись без фейковых приемных.

Оппозиционеры об источниках финансирования тоже говорят со скрипом. Правда, по другой причине. Они рассчитывают преимущественно на файндрайзинг, который собираются сделать на 100% прозрачным, чтобы правоохранительные органы, даже если очень захотят (а прецеденты уже были: например, в ситуации с соратниками Навального), не смогли обвинить их в мошеннических схемах. То есть у противников действующего режима сразу две проблемы – найти деньги и по возможности избежать уголовных преследований.

Как сообщил «Новой» сопредседатель регионального отделения партии ПАРНАС Андрей Пивоваров, деньги будут аккумулироваться исключительно на партийном счете: «Несмотря на то что в Петербурге кампании в ЗакС и Госдуму проходят одновременно и лица в них пересекаются, организационно это очень разные кампании. Если в одномандатных кампаниях (в округах ГД и ЗакСа) наши кандидаты могут рассчитывать на организационную поддержку «Открытой России» (организация Михаила Ходорковского.–Ред.), то списочная кампания в ЗакС целиком и полностью остается проблемой петербургского ПАРНАСа, – рассказал политик. – Ни «Открытая Россия», ни федеральная коалиция не готовы помогать списку партии на выборах. Мы рассчитываем лишь на свои силы».

На сбор средств надеется экс-муниципал Александр Шуршев – он идет в ЗакС как самовыдвиженец и уже сколотил команду волонтеров. «Открытая Россия» обещает поддержку: информационную, технологическую, образовательную и проч. Мы будем объединять платформы для привлечения волонтеров, их обучения, поверки подписей, решения юридических вопросов и технологии сбора денег, – рассказывает собеседник «Новой». – Мы уже имеем опыт сбора денег – только что выпустили и распространили газету, охватив 1/8 часть большого округа. Это немного, но это только начало».

Гражданский активист создатель сайта «Заливает.СПб» Федор Горожанко от участия в выборах в последний момент отказался, влившись в штаб Шуршева, объясняя так: «Если мы хотим реально помочь нашему округу, то нам не следует распылять силы. Волонтеры – это огромный ресурс. Мы бесплатно тратим время и силы, ибо нами движет идея, а не корысть».

По пути Шуршева пойдет и глава петербургского Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев, который нацелен на Госдуму: «Буду собирать пожертвования. Встречаться с представителями бизнеса – с теми, кого еще не уничтожили или не вынудили уехать. Одно понятно точно: денег будет мало». Пока же Сухарев участвует в праймериз ПАРНАСа. «Что там будет с финансированием, нужно спросить у ПАРНАСа», – говорит он.

Действующий депутат Ирина Комолова, у которой ранее разошлись пути с КПРФ, полагает, что в последние годы «размер кошелька кандидата не играет почти никакой роли», так как работают другие схемы (например, все зависит от того, кто считает голоса и насколько тот или иной кандидат нужен действующей власти). «Мои «деньги» – это тот вклад в жизнь района, который я внесла за время работы депутатом, – констатирует она, прагматично добавляя, впрочем: – Одного источника, чтобы хватило на все, у меня точно нет; есть некоторое количество мелкихпредпринимателей».

Яблочник Александр Кобринский в делах финансовых уповает на партию: «У меня-то таких денег нет!»    

Экс-единоросс, бывший член «Гражданской платформы» бизнесмен Валерий Федотов, у которого деньги точно есть, от идеи баллотироваться отказался (не так давно он заявлял о думских амбициях). А дело все в том, что Федотова внезапно исключили из «Гражданской платформы» (за поездку на вильнюсский форум оппозиции). «Переходил в эту партию под абсолютно четкие договоренности об участии в думских выборах, – говорит он. – И то, что произошло в итоге, расцениваю как политическое жульничество и предательство». Предприниматель утверждает, что ему поступают предложения участвовать в выборах от других политических сил, но «все же эта возможность на данный момент гипотетическая». Собеседник «Новой» наотрез отказался озвучить сумму, которую готов вложить в кампанию, поскольку это «конфиденциальная информация».

Александра ГАРМАЖАПОВА

Сергей КАГЕРМАЗОВ