Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Арктика ждет «Арктику»

Арктика ждет «Арктику»

17 июня 2016 09:44 / Экономика

Самый большой и мощный в мире ледокол спущен на воду в Петербурге

«Деда, какой он большой, какой красивый! – кричит восхищенный пятилетний мальчик пожилому мужчине в спецформе Балтийского завода. Ребенок задирает голову, пытаясь разглядеть стоящий последние минуты на стапеле ледокол «Арктика». – Он, наверное, больше, чем «Титаник».

«Не знаю про «Титаник», – усмехается дед, – но этот ледокол сегодня самый большой и самый мощный в мире. Его только чуток еще достроить».

16 июня в Петербурге со стапеля Балтийского завода на воду спустили атомный ледокол «Арктика», аналогов которому нет в мире. Наблюдали за спуском несколько тысяч человек: 4500 сотрудников завода, многие из которых пришли с семьями, работники смежных предприятий, капитаны-полярники, журналисты нескольких десятков СМИ, в том числе международных, заинтересованные событием горожане.

«Конечно, «Арктика» вызывает гордость, – сказал генеральный директор «Росатома» (заказчик «Арктики». – Н. П.) Сергей Кириенко. – Я понимаю работников Балтийского завода, которые сегодня привели сюда детей и внуков, чтобы сказать им: «Смотри, в этом есть частичка и моего труда». Я сегодня приехал сюда пораньше. Походил, посмотрел. Вспомнил, как прошлый хозяин Балтийского завода (из частных рук почти обанкротившееся предприятие вернулось под контроль государства в конце 2011 года. – Н. П.) хотел здесь все снести, построить жилье. Вспомнил, как в 2013 году мы с Валентиной Матвиенко, тогда губернатором Петербурга, сомневались: а стоит ли все это затевать? Решение было очень непростым.


Мы не знали, способно ли петербургское судостроение поднять такой заказ или лучше об этом забыть.


В бюджете денег нет. Балтийский завод в тяжелейшем банкротном состоянии. Неизвестно, справятся ли наши специалисты с принципиально новыми поставленными перед ними задачами, удастся ли восстановить технологическую цепочку. Это был огромный вызов и это, безусловно, победа».

Победу сегодня делили на всех, кто причастен к созданию нового атомохода: конструкторов ЦКБ «Айсберг» и Опытного конструкторского бюро машиностроения им. И. И. Африкантова, разработавших проект «Арктики», рабочих Балтийского завода, всех поставщиков оборудования.

«Это большая серьезная победа, позволяющая говорить о том, что мы действительно в состоянии не просто один такой корабль построить, а можем делать серию, – добавил генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. – 26 мая, в день 160-летия завода, был заложен второй атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь». Сейчас обсуждается дата закладки третьего – «Урал».

Фото

  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»

«Арктика» – ледокол нового поколения, – рассказал главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Владимир Воробьев. – Он будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с уникальной мощностью – 175 МВт, это в четыре–пять раз больше, чем у его предшественников. Габариты нового атомохода – на 25 метров длиннее и на 4 метра шире – позволят ему рубить более широкий канал во льду и тащить за собой суда общим весом до 100 тысяч тонн. «Арктика» сможет работать в трехметровых льдах без ограничений по времени года».

По словам специалистов, главное отличие ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал») – огромная мощность энергетической установки и большой ресурс. Например, «Арктика» сможет работать без дозаправки 7 лет. А всего прослужит российскому атомному флоту не менее 40 лет, а не 25, как предшественники.

«Под этот ледокол у нас уже заключены контракты, – сообщил Сергей Кириенко. – И мы ждем, что в строй нам его выдадут в срок. В 2018 году мы должны обеспечивать на «Арктике» вывоз сжиженного газа с «Ямал-СПГ» (российская газодобывающая компания, созданная для участия в проекте по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. – Н. П.). У нас уже контракты с «Ямал-СПГ» заключены на 18 млн тонн, и из года в год там объемы будут только расти».

Достройка «Арктики» на воде продолжится до конца 2017 года.

Справка «Новой»

Универсальный атомный ледокол «Арктика» предназначен для самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных); лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики; ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы; буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.