Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Арктика ждет «Арктику»

17 июня 2016 09:44 / Экономика

Самый большой и мощный в мире ледокол спущен на воду в Петербурге

«Деда, какой он большой, какой красивый! – кричит восхищенный пятилетний мальчик пожилому мужчине в спецформе Балтийского завода. Ребенок задирает голову, пытаясь разглядеть стоящий последние минуты на стапеле ледокол «Арктика». – Он, наверное, больше, чем «Титаник».

«Не знаю про «Титаник», – усмехается дед, – но этот ледокол сегодня самый большой и самый мощный в мире. Его только чуток еще достроить».

16 июня в Петербурге со стапеля Балтийского завода на воду спустили атомный ледокол «Арктика», аналогов которому нет в мире. Наблюдали за спуском несколько тысяч человек: 4500 сотрудников завода, многие из которых пришли с семьями, работники смежных предприятий, капитаны-полярники, журналисты нескольких десятков СМИ, в том числе международных, заинтересованные событием горожане.

«Конечно, «Арктика» вызывает гордость, – сказал генеральный директор «Росатома» (заказчик «Арктики». – Н. П.) Сергей Кириенко. – Я понимаю работников Балтийского завода, которые сегодня привели сюда детей и внуков, чтобы сказать им: «Смотри, в этом есть частичка и моего труда». Я сегодня приехал сюда пораньше. Походил, посмотрел. Вспомнил, как прошлый хозяин Балтийского завода (из частных рук почти обанкротившееся предприятие вернулось под контроль государства в конце 2011 года. – Н. П.) хотел здесь все снести, построить жилье. Вспомнил, как в 2013 году мы с Валентиной Матвиенко, тогда губернатором Петербурга, сомневались: а стоит ли все это затевать? Решение было очень непростым.


Мы не знали, способно ли петербургское судостроение поднять такой заказ или лучше об этом забыть.


В бюджете денег нет. Балтийский завод в тяжелейшем банкротном состоянии. Неизвестно, справятся ли наши специалисты с принципиально новыми поставленными перед ними задачами, удастся ли восстановить технологическую цепочку. Это был огромный вызов и это, безусловно, победа».

Победу сегодня делили на всех, кто причастен к созданию нового атомохода: конструкторов ЦКБ «Айсберг» и Опытного конструкторского бюро машиностроения им. И. И. Африкантова, разработавших проект «Арктики», рабочих Балтийского завода, всех поставщиков оборудования.

«Это большая серьезная победа, позволяющая говорить о том, что мы действительно в состоянии не просто один такой корабль построить, а можем делать серию, – добавил генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. – 26 мая, в день 160-летия завода, был заложен второй атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь». Сейчас обсуждается дата закладки третьего – «Урал».

Фото

  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»
  • Фоторепортаж: «Самый большой и мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге (16.06.2016)»

«Арктика» – ледокол нового поколения, – рассказал главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Владимир Воробьев. – Он будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с уникальной мощностью – 175 МВт, это в четыре–пять раз больше, чем у его предшественников. Габариты нового атомохода – на 25 метров длиннее и на 4 метра шире – позволят ему рубить более широкий канал во льду и тащить за собой суда общим весом до 100 тысяч тонн. «Арктика» сможет работать в трехметровых льдах без ограничений по времени года».

По словам специалистов, главное отличие ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал») – огромная мощность энергетической установки и большой ресурс. Например, «Арктика» сможет работать без дозаправки 7 лет. А всего прослужит российскому атомному флоту не менее 40 лет, а не 25, как предшественники.

«Под этот ледокол у нас уже заключены контракты, – сообщил Сергей Кириенко. – И мы ждем, что в строй нам его выдадут в срок. В 2018 году мы должны обеспечивать на «Арктике» вывоз сжиженного газа с «Ямал-СПГ» (российская газодобывающая компания, созданная для участия в проекте по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. – Н. П.). У нас уже контракты с «Ямал-СПГ» заключены на 18 млн тонн, и из года в год там объемы будут только расти».

Достройка «Арктики» на воде продолжится до конца 2017 года.

Справка «Новой»

Универсальный атомный ледокол «Арктика» предназначен для самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных); лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики; ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы; буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.