Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Голодный жук

6 июля 2016 09:43 / Общество

Пока между независимыми экологами и чиновниками продолжаются споры о том, как проводить санитарные рубки на Карельском перешейке, короед-типограф кушает елочки и размножается.

Гринпис теперь уже согласна с тем, что заражение короедом переходит в эпидемию, но винит в этом неправильные действия профильных ведомств и арендатора. Чиновники продолжают настаивать, что короед множится оттого, что непрофессионалы ставят им палки в колеса.

О выделении в санитарную рубку больших площадей леса в Приозерском лесничестве экологи сообщили осенью прошлого года. По их словам, заражение короедом имело место, но масштаб его был относительно небольшой по сравнению с территориями, отведенными в рубку. Самое обидное, что приговорили леса, на которых планируется создать заказник «Долина реки Смородинки». Зимой Рослесхоз в ходе проверки установил, что рубки назначены необоснованно и значительная часть обреченных лесов ничем не заражена. Чиновники Комитета по природным ресурсам между тем продолжали настаивать, что все рубки назначены правильно, и направили в Рослесхоз свои возражения.

Все только хуже

В начале июня гринписовцы вновь ездили в долину реки Смородинки. Выводы по результатам поездки исключительно удручающие: «Неграмотно организованные сплошные санрубки не только не повредили короеду, но и создали дополнительные условия для его массового размножения, – пишет на Лесном форуме Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России. – С вероятностью практически в 100% в августе-сентябре 2016 года, после заселения новых деревьев вторым за нынешний год поколением жуков, на Карельском перешейке следует ждать мощной волны усыхания ельников – примерно в таких масштабах, как в Подмосковье в 2011 году (за год до пика усыхания). К сожалению, наши прогнозы, сделанные несколько месяцев назад – насчет того, что санрубки в том виде, в каком они проводились в последнее время в лесах Ленобласти, ускорят размножение короеда и спровоцируют более массовую гибель лесов, – в полной мере оправдались».


Первопричина большинства проблем, по мнению эколога, в том, что санрубки проводились ради заготовки древесины, а не для защиты лесов, которая выступала лишь формальным поводом.


Проведенные осенью и зимой «санитарные» рубки короед прекрасно проспал в подстилке, и весной голодным вылез наружу посреди пустырей. Стол ему был уже готов: из-за того, что в рубку отводились гигантские лесные площади, те леса, которые ими не были затронуты, тоже ослабели. Деревья, выросшие посреди леса, вдруг оказались на опушке, не приспособленные к тому, чтобы исполнять функцию стены. Многие из них по краям рубок были повреждены или повалены ветром и стали прекрасной кормовой базой для вредителей.

По мнению Ярошенко, остановить вспышку типографа и массовое усыхание ельников уже вряд ли получится, особенно после той помощи, которая была оказана вредителю недавними рубками.

Стена молчания

Рослесхоз также не намерен спустить дело на тормозах. Как следует из ответа Минприроды активисту Алексею Новикову, губернатору Ленобласти Александру Дрозденко было направлено предписание провести повторное лесопатологическое обследование тех участков, которые были отведены в санитарную рубку ООО НПО «Акфавлора» – фирмой, которая неоднократно вызывала нарекания экологов.

Кроме того, чтобы впредь такого не повторялось, Рослесхоз рекомендовал поручить Комитету по природным ресурсам работать в связке с федеральным учреждением «Рослесозащита».

Наконец, самое интересное: если верить письму из Минприроды, в отношении «Аквафлоры» в апреле 2016 года возбуждено уголовное дело «по факту покушения на хищение мошенническим путем лесных насаждений».

«Новая» обратилась с запросом в Комитет по природным ресурсам, чтобы узнать, проведено ли уже повторное лесопатологическое обследование территорий, ранее отработанных «Аквафлорой». Ответа в установленный законом срок мы так и не получили. Однако, как удалось установить по неформальным каналам, обследование таки проведено. Результаты же его, видимо, остаются засекреченными.

Кстати, в том же письме Минприроды упоминается, что с 1 октября нынешнего года результаты лесопатологических обследований чиновники обязаны будут публиковать на своих сайтах.

Как сообщила «Новой» Анастасия Филиппова («Новый экологический проект»), представители комитета отказались также прийти на круглый стол «Роль общественного участия в принятии управленческих решений в сфере природопользования», организованный на прошлой неделе как раз с целью налаживания диалога между обществом и властью.

Итак, позицию комитета мы можем выяснять исключительно по косвенным признакам. И судя по ним, областные чиновники сдаваться не намерены. Следить за этим противостоянием было бы даже забавно, если бы на кону не стояли ценнейшие леса Карельского перешейка.