Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Новые правила игры в наперстки

26 августа 2016 08:57 / Политика

По рекомендации рабочей группы ЦИК Горизбирком изменил свое первоначальное решение и допустил на выборы две партии – ПАРНАС и «Коммунистов России». Возможно, к выборам также будет допущен и «РОТ-Фронт»

Впрочем, те, кто уже прошел не одну предвыборную кампанию, не торопятся делать из этого вывод о том, что ЦИК хочет и может сделать выборы более честными. Скорее они склонны видеть здесь изменения правил игры, которые и так меняются каждый выборный цикл.

В 2007 году из четырех партий, собиравших подписи, к выборам была допущена только одна. Остальным отстоять свою правоту не удалось. Но в том цикле была возможность регистрироваться, внеся денежный залог. Правда, в Петербурге он был установлен в полтора раза выше, чем на выборах в Госдуму, но две партии – «Справедливая Россия» и СПС – этой возможностью все-таки воспользовались.

В 2011-м вносить залог было уже нельзя – все непарламентские партии были обречены на подписную кампанию. Но Горизбирком неожиданно изменил тактику и зарегистрировал всех, вне зависимости от количества выявленного брака: говорят, у некоторых претендентов он доходил до 60%. То есть те, кто собирал подписи честно, угробив на это кучу сил, денег и нервов, оказались в проигрыше. Ныне ГИК проявил большую жесткость, но ЦИК эту линию не поддержал. Скорее всего Элла Памфилова, новый председатель ЦИК, следует запросу администрации президента на так называемые честные выборы (не зря же поменяли главу ЦИК, избавившись от чиновника с одиозной репутацией Чурова). Однако Смольный, судя по всему, не уверен, что сможет вытянуть честные выборы, и пытается идти по проторенной дорожке нарушений, надеясь, что в Москве этого не заметят.

В этом году отпуск к выборам получили не все претенденты – например, партию «Родина» на выборы так и не пустили, и это решение многие называют политически мотивированным. Ведь ПАРНАС будет оттягивать голоса у «Яблока», «Коммунисты России» и «РОТ-Фронт» – у КПРФ, а вот «Родина» стала бы прямым конкурентом «Единой России».

Все участники подписных кампаний отмечают, что соблюсти все требования к оформлению подписных листов чрезвычайно трудно.


При этом комиссии могут закрыть глаза на мелкие недочеты, а могут объявить недействительными честно собранные автографы, придравшись именно к оформлению.


Таким образом, избиркомы из технических органов превращаются в политические. И это касается не только первого этапа – сбор подписей является лишь одним из множества барьеров, которые содержит выборное законодательство.

Оппозиционные кандидаты говорят, что ощущают себя как на минном поле: любая ошибка может обернуться снятием с дистанции. Например, в других регионах уже были прецеденты, когда по суду снимали за использование фотографий и других материалов, на которые кем-то были зарегистрированы авторские права. В итоге даже карты округов для листовок стараются не скачивать из интернета, а перерисовывать – нет никаких гарантий, что у висящей в сети карты не найдется правообладатель. При этом кандидаты от партии власти чувствуют себя куда более вольготно. Судя по поступающим в разные ТИКи жалобам, в Приморском районе за кандидата от «Единой России» агитируют сотрудники детской поликлиники, в Центральном – работники жилищно-коммунальной службы. В том же Центральном районе газеты, учрежденные администрацией, публикуют интервью с баллотирующейся в ЗС главой администрации – безо всяких оплат из предвыборного фонда. Появляется и информация о раздаче билетов на бесплатные концерты и экскурсии – самими кандидатами от партии власти или депутатами муниципалитетов в их присутствии. Одновременно кандидатов в ЗС и Госдуму от ПАРНАСа задерживает полиция «за проведение агитационных мероприятий». (А чем еще должны заниматься кандидаты во время кампании?) Короче – все то же самое, что происходило и прежде, ничего нового.

Собственно, в рамках действующего законодательства ничего нового произойти и не могло. Но для того, чтобы это законодательство сменилось, победу на выборах должны одержать другие политические партии. А них – даже в теории – нет такой возможности при нынешних законах.