Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Зигзаг, окруженный пустотой

Зигзаг, окруженный пустотой

17 октября 2016 10:34 / Общество

Работы по строительству моста через остров Серный по-прежнему ведутся без разрешения на строительство.

«По состоянию на 5 августа 2016 г. застройщик не обращался в Госстройнадзор с заявлением о выдаче разрешения на строительство», – пишет начальник Госстройнадзора Леонид Кулаков депутату Алексею Ковалеву. То есть мост этот вообще-то самострой, который после чемпионата мира по футболу придется сносить по ст. 222 ГК РФ, как торговые павильоны в Москве.

Более того, мост не согласован КГИОП: сначала комитет дал отрицательное заключение на проект, потом согласовал трассировку, но через несколько месяцев снова вернул документы без рассмотрения.

Между тем стройка идет вовсю, опорные пилоны моста возведены уже у самого Петровского проспекта на Петровском острове. По закону Госстройнадзор должен приехать на место производства работ и остановить их. Однако, как утверждает Алексей Ковалев, чиновники отказываются это делать, потому что… они же не выдавали разрешения! А раз не выдавали – то и останавливать не могут.

Мост через остров Серный указан в перечне основных мероприятий программы по подготовке Петербурга к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Действительно, мост крайне необходим для связи с Петроградской стороной Васильевского острова, который без него задыхается. Но на возможности подъезда к объектам чемпионата мира он большого влияния не окажет. И даже если бы оказал – это не значит, что нужно строить, нарушая все подряд писаные и неписаные законы. Лучше построить медленно, но хорошо и надежно, чем успеть к чемпионату, а потом мучиться с очередной градостроительной ошибкой.


Изменения в постановление правительства, описывающее программу подготовки к чемпионату мира, вносятся постоянно. В том числе два изменения были внесены летом 2016 года. Но только не про мост, который может превратиться в аварийно-опасную змею, огибающую пустое пространство.


Если взглянуть на карту, становится очевидно, что Уральскую улицу с Ремесленной через остров Серный можно соединить практически прямой линией. По словам эксперта ИТМО Дмитрия Баранова, первоначально здесь планировался именно такой мост – прямой и удобный. Но против проекта выступили военные – мост проходил через территорию их судоремонтного завода. Тогда проект переделали и обогнули завод: вместо прямой линии появилась змейка с четырьмя поворотами, три из которых, по мнению транспортных экспертов, имеют опасно малый радиус. Все это вместе повышает возможность аварий, удлиняет мост раза в полтора, а уж насколько увеличивает его стоимость, даже посчитать трудно.

Пока создавался «кривой» проект, судоремонтный завод благополучно загнулся. Сейчас, как утверждает Дмитрий Баранов, вместо того чтобы вернуться к первоначальной идее и проложить прямой мост, бывшую территорию завода отдали под жилую застройку. До строительства жилья еще далеко – даже старые корпуса завода еще не снесены. А значит, и перерешить с мостом пока не поздно.

Текущий и альтернативный варианты планировки моста

Но даже если принять как данность, что от уже построенных элементов моста нельзя отказаться, по словам Дмитрия Баранова, все равно есть возможность внести изменения в незаконно реализуемый проект, чтобы спасти дом 3 по Ремесленной ул. Напомним: это дом дореволюционной постройки, и по закону его нельзя сносить. Поэтому документы «исправили» – год постройки изменили на 1920-й. По данному факту возбуждено уголовное дело, но Кадастровая палата все равно отказывается возвращать законные сведения о доме.


Можно сократить ширину моста на две полосы – тогда он будет иметь по две полосы в обе стороны, тем более что улицы, которые он свяжет, двухполосные.


После этого дом 3, который окажется в критической близости от моста, можно будет передвинуть на несколько метров, используя современные технологии. Директор ЭКОМ Александр Карпов согласился с Барановым, что применить этот способ в данном случае вполне возможно.

Карпов также высказал удивление, почему вообще мост изначально планировался шестиполосным. Это подается якобы как строительство на перспективу – но какая может быть перспектива, если узкие улицы, которые он соединяет, также состоят из старых домов-памятников?