Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лес или работа?

26 октября 2016 08:59 / Общество

В Алеховщине Лодейнопольского района хотят построить оздоровительный комплекс. Общественные слушания уже прошли, но никто не представляет ни его площади, ни расположения

Обитатели Алеховщины раскололись на два лагеря. Постоянные жители, с пропиской и работой в районе, за стройку, дачники – категорически против. «Граждане», те которые с пропиской, обвиняют «неграждан» в эгоизме: вам, мол, чем тише, тем лучше, но осенью вы вернетесь в благоустроенный Питер, а мы останемся, без работы и перспективы.

Увы, старение и вымирание Алеховщины (да и не только ее) – грустная тема, с которой сложно спорить. В советские времена здесь было два совхоза, молокозавод и даже свой роддом (!), а в прошлом году на 4055 официальных жителей набралось всего пять выпускников школы. Поэтому любой проект, подразумевающий создание рабочих мест и обещающий сохранение скудного поголовья молодежи, воспринимается как прекрасная мечта. Тем более что планируется не какое-нибудь людоедское производство вроде ЦБК или химзавода, а благородный «многопрофильный оздоровительный центр».

Неудивительно, что «гражданам» была противна сама мысль о протестах дачников. На слушаниях владельцам недвижимости – но без прописки – вообще не дали права голоса. При этом немного переборщили, отказав в этом фронтовику, уроженцу и почетному жителю Лодейнопольского района Аркадию Григорьеву, – он сегодня прописан в Лодейном Поле, а в родное село приезжает только летом. У менее заслуженных «неграждан» тоже был аргумент: они платят земельные налоги в местный бюджет, так почему же их отстраняют от решения судьбы территории, где расположено их имущество? Тем более что это имущество, по их мнению, может пострадать – проезд на стройплощадку пройдет по Сторожовой улице. Можно представить, во что превратит поток большегрузной техники улочку шириной 4,3 метра.


На общественных слушаниях в маленький зал набилось больше 80 человек, большинство – «неграждане», подавлявшие прописанное меньшинство знанием законов. Они могли лишь убеждать «граждан» голосовать против. Это им не удалось. За строительство проголосовало почти в 7 раз больше жителей, чем против (48 к 7).


Слушания в результате признали несостоявшимися, а сам проект изменений ПЗЗ отклонил областной комитет по градостроительству и архитектуре. Как сообщила «Новой» ведущий специалист отдела архитектуры и градостроительства Лодейнопольского района Наталья Второва, «данный участок по генплану МО значится как невовлеченный в строительную деятельность, и прежде изменений в ПЗЗ должны быть внесены изменения в генплан».

Аркадий Григорьев подписывается против нового строительства

Санаторий неизвестно где

Но самое главное – остался невыясненным собственно предмет общественных слушаний. На них дачники требовали назвать размеры переводимых участков, на что из президиума отвечали: «Это все потом!» То есть жителям предлагалось проголосовать за изменение вида использования каких-то участков, расположенных «где-то тут». По площади будущего объекта тоже есть только неофициальная информация. Лодейнопольская газета «Кто о чем» опубликовала данные о площади застройки, равной 2,8 га, со слов директора фирмы народных промыслов «Оятская керамика», который является «представителем инвестора». Кто выступает инвестором, так и осталось за кадром. В администрации Алеховщинского поселения на вопросы «Новой» тоже не смогли ответить, сославшись на отсутствие полномочий и посоветовав обратиться в район. В районном отделе архитектуры и градостроительства «Новой» подтвердили, что ни проекта, ни параметров испрашиваемых участков пока нет.

Стоит ли говорить, что проведение общественных слушаний с таким скудным количеством информации не совсем правомерно? По мнению координатора движения «Новый экологический проект» Анастасии Филипповой, на слушаниях по изменению вида использования обязательно должно присутствовать хотя бы предпроектное предложение, не говоря уж об определении границ переводимых участков.

Оптовая застройка лесопарка

Кроме того, администрация как минимум нарушила Лесной кодекс. В нем прямо сказано, что «сокращение площади городских лесов не допускается». Один из участков, переводимых в зону О-3 «учреждений здравоохранения», относится к зоне Р-2 «городских лесов и лесопарков». Означает ли это, что к городским лесам нельзя даже прикасаться? Не совсем так. «Чтобы не нарушить закон, поселению нужно сделать рокировку, как бы поменявшись статусом городских лесов с другой, формально не лесной, но фактически залесенной территорией», – считает эксперт по градостроительной документации, директор Центра ЭКОМ Александр Карпов.


То есть законная возможность честно компенсировать потерянный лес есть, однако ничего подобного в Алеховщине сделано не было.


Более того, в проекте изменений ПЗЗ предполагается застройка не одного, а целых семи участков городских лесов. Причем в отличие от Сторожовой улицы их переводят не в зону объектов здравоохранения, а под коттеджное строительство (зона Ж-2). И тогда пафос о «развитии поселения» и «трудоустройстве алеховщинцев» становится вообще неуместным. Ведь не секрет, что 90 процентов покупателей участков под коттеджи – не местные жители, а как раз сезонники из Петербурга. То есть, когда нужно продать городской лес под застройку, то их интересы важны, а когда нужно защитить его, так нет. К сожалению, инициативной группы в защиту этих лесных участков не нашлось – все внимание было сконцентрировано на оздоровительном комплексе.

Так чего и сколько?

Но даже если считать, что ради рабочих мест можно поступиться природоохранным формализмом, то нужны предельно прозрачные условия торга. Сколько конкретно рабочих мест получат жители? Есть ли гарантия, что вакансии не отдадут гастарбайтерам? Согласно «Положению об инвестиционной деятельности на территории Алеховщинского сельского поселения» (решение Совета депутатов МО № 95 от 16.09.2016), инвестор вправе самостоятельно подбирать персонал. И договоренности о трудоустройстве местных жителей легко могут быть нарушены.

Что же касается количества рабочих мест, то информации пока нет ни у кого, включая потенциального инвестора. Даже представители администрации, которые каждый разговор о «санатории» начинают именно с этой популярной темы, успели за два месяца озвучить три разные цифры: в конце августа это было 20 человек, спустя неделю – 100, а на слушаниях откуда-то взялась цифра 70. Тип планируемого медицинского учреждения тоже варьируется: от «санатория» и «реабилитационного центра» до «многопрофильного оздоровительного центра семейного типа III уровня реабилитации». Что напоминает просто базу отдыха с оздоровительными услугами. Во всяком случае в качестве дальнейших планов инвестора упоминаются лыжня, каток и горнолыжные склоны с подъемниками.

Наталья Второва из районного отдела архитектуры выразила сомнение, что инвестор «после всего этого резонанса» вообще захочет заниматься проектом. Но похоже, что и инвестор, и глава администрации Алеховщины настаивают на строительстве именно в этом месте и готовят новые слушания – о проекте изменения генплана. Так что просвещенным дачникам лучше не расслабляться.