Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

По плечу ли нам такой губернатор

8 ноября 2016 10:33 / Политика

В новом году до 45 рублей подорожает жетон на метро и до 40 рублей – поездка в наземном транспорте. Чиновники и депутаты заняли оборону и отступать не готовы ни на копейку, хотя признают непопулярность решения. Губернатор Полтавченко полагает, что такие расценки горожанам по плечу, а сами горожане задумались, по плечу ли им такой губернатор.

Дважды в выигрыше

Новость о взлете цен на транспорт стала неожиданной для всех, кроме депутатов некоторых фракций в городском парламенте. «Какой же это сюрприз, если об этом объявили еще в нулевые чтения?» – удивилась вопросу «Новой» депутат Ирина Иванова (КПРФ), фракция которой голосовала против принятия бюджета в настоящем виде. «Конечно, мы уже всё видели, – подтверждает Алексей Цивилев (ЕР). – Обсуждалось и на комиссиях, и в бюджетно-финансовом комитете».

К началу нулевых чтений бюджета на 2017 год, которые проходили летом, транспортники действительно озвучивали такие цифры. Но на тот момент ГУПы не учитывали субсидии из городского бюджета. Например, «Пассажиравтотранс» заявлял себестоимость проезда 40 рублей. Теперь, надо полагать, он выйдет в ноль и без помощи города. Так или иначе, власти все же предусмотрели 9,05 млрд руб. «на осуществление регулярных перевозок... по регулируемому тарифу в автобусах». А «Горэлектротрансу», который запрашивал 44 рубля (то есть больше, чем автобусы) за поездку, в бюджете почему-то выделили меньше: 6,8 млрд. Сам председатель Комитета по тарифам Дмитрий Коптин тогда прогнозировал повышение тарифов всего на два рубля.

Незадолго до первого чтения «Партия роста» совещалась с представителями транспортных организаций и Комитета по транспорту, которые и сами о подобных тарифах не заикались. «Эти цифры взялись из воздуха! Мог обсуждаться только один вопрос: [повысить транспортные тарифы на] два рубля или заморозка», – недоумевает Оксана Дмитриева, которая подготовила проект консервации тарифов на уровне 2016 года.


Все говорит о том, что решение принималось кулуарно, и сами ГУПы, вероятно, до последнего терзались сомнениями, сколько денег им перепадет.


Для них все сложилось более чем удачно. «Монополистам денег всегда не хватает. Для них тарифная политика – это способ удовлетворить свои аппетиты», – пояснил « Новой» источник в правительстве города, который заявил о бесповоротности скандального решения. Большинство «Единой России» в парламенте перечить правительству не собираются. «Как человек, который ездит в том числе и на метро, я отнесусь к этому не положительно, – уклончиво заявил «Новой» Алексей Цивилев, – но считаю, что это вынужденное решение, продиктованное текущей ситуацией».

Пиар оппозиции и хозяйственность ЕР

В КПРФ надеются, что 30-процентный скачок как-то нивелируют ко второму чтению. «Посмотрим, что будет в поправках, – размышляет Ирина Иванова. – Пока это только разговоры, нет распоряжения органа, отвечающего за тарифы. Когда распоряжение появится, можно будет увидеть расчеты».

Недоумевают в КПРФ и оттого, почему в доходах метрополитена не учитываются деньги от рекламы. Действительные расценки метрополитена на размещение баннеров, со слов Ивановой, не соответствуют тем, что предлагают рекламодателям: «Рекламная деятельность приносит колоссальные доходы. Но цепочка от метрополитена до человека, размещающего рекламу, включает множество этапов. Если бы мы применяли правильную систему, тарифы снизились бы существенно».

В «Парнасе», представителей которого в ЗакСе нет, тоже не понимают, из каких расчетов исходили авторы бюджета. Там для городского парламента подготовили законопроект о «раскрытии информации о деятельности» транспортных организаций. Член совета партии Вадим Суходольский рассказал «Новой», что тарифы будут формироваться более прозрачно, если закон примут. «Горожане должны знать, за что они платят, – говорит партиец. – ГУПам следует публиковать свои бюджеты и результаты проверок». В «Парнасе» не исключают и проведение публичных акций. Чтобы противостоять принятию бюджета в настоящем виде, там рассчитывают объединиться с другими политическими силами.


Альтернативный бюджет «Партии роста» с заморозкой тарифов и двукратным сокращением стоимости студенческого проездного остался без внимания парламентского большинства. 


Такой ход стоил бы бюджету 1,5 млрд, но за счет изменения структуры расходов (повышения доходов по имущественным и налоговым статьям и сокращения финансирования организаций, обслуживающих органы власти) можно выручить все 30 млрд руб., посчитали в партии.

«Я с большим уважением отношусь к федеральным политикам, которые работают в Законодательном собрании, но они больше используют трибуну для деклараций, – говорит Алексей Цивилев. – Дмитриева предложила свой бюджет для прессы. Мы же партия, которая всегда берет на себя ответственность и понимает, что даже непопулярные решения необходимы городу».

Зато не в долларах

Беспрецедентный рост тарифов связан с тем, что власть не слышит петербуржцев и не боится их праведного гнева, считают аналитики. «Деньги можно было бы найти, сократив строительство каких-нибудь объектов, считает профессор Европейского университета Дмитрий Травин. – Но поскольку власть не боится, объекты, где можно стянуть деньги, будут строиться. А убытки метрополитена покроют за счет повышения цен на проезд».

Протесты горожан вряд ли сломят ситуацию, считает Травин. К тому же при кризисной экономике таких непопулярных решений не избежать. С ним полемизирует политический аналитик Сергей Шелин: «Последствия для власти не исключены. Это не единственная городская проблема, и в совокупности создается впечатление слабого и неудачного руководства города. Они не очень сильные люди, поэтому умерят свои аппетиты».

Все – депутаты, политологи и простые горожане – обратили внимание, в каком контексте проходила презентация бюджета: спикер ЗакСа полковник Макаров размышлял о национальной безопасности и внешнем давлении, а градоначальник попросил Петербург не выделяться на фоне остальной России в тяжелых финансовых условиях. Убедит ли петербуржцев воинственная риторика? «Пока опросы населения показывают, что страшная Америка нам гадит, – напоминает Дмитрий Травин. – А если американцы придут, проезд будет не по сорок рублей, а по сорок долларов».