Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Отдай, не проси, не жди

9 ноября 2016 22:50 / Общество

«Я никому не верю», – как мантру повторяют пайщики «Камены»: и те, кто потерял совсем немного денег, и те, кто оказался на грани нищеты

Международное потребительское общество «Камена», которое пять лет собирало под своим крылом пайщиков, обещая им баснословные проценты, банкротится. История пирамид в России никого и ничему не учит. История «Камены» отвратительнее других только тем, что здесь ставку делали на инвалидов – людей с нарушением слуха.

С «Каменой» подписывали соглашения и учреждали компании. Пиаром организации занимался родственник Владимира Путина, а председателем правления по сей день выступает невестка Владимира Жириновского. Контора копила ордена и пиарилась на селебрити – называла партнером президента Союза смешанных боевых единоборств (ММА) России Федора Емельяненко и проводила мероприятия в театре Надежды Бабкиной. Все это продолжалось, пока деньги несли новые и новые пайщики. Когда поток иссяк, испарились и звезды, которые делали «Камене» биографию.

Голоса из пирамиды

Пайщики просят меня показать паспорт и удостоверение журналиста. «Не хотелось бы, чтобы клиенты знали, что я такая дура», – говорит одна из героинь, агент недвижимости со стажем. «Ни близкие, ни друзья о моем позоре не знают», – объясняет другая.

Они умоляют не называть их имена. Мария Г. одолжила у дочери полтора миллиона рублей; в том, что вложение окупится, убеждала ее год. Православный фонд потерял деньги жертвователей, предназначенные на постройку храма. Жена втайне от мужа принесла в «Камену» четыре миллиона; дыра в семейном бюджете не компенсирована до сих пор. Пенсионерка из Петербурга вложила деньги, которые копила на похороны.

«Создать, приумножить, сохранить», – официальный лозунг «Камены». «Отдай, не проси, не жди», – переиначили пайщики.

«Тот, кто терял, меня поймет»

Мы встречаемся с пайщицей Еленой Березовской у метро «Площадь Александра Невского». У нее сизое, как петербургское небо, пальто, такого же цвета шарфик и отрешенный взгляд. В кафе она заказывает черный чай. Аккуратно, почти машинально вешает на спинку стула сперва пальто, а потом шарфик. Смотрит в окно – мимо меня, мимо бегущих прохожих. И рассказывает о своем несбывшемся доме.

После трех десятилетий мытарств по коммуналкам у Елены Березовской была мечта – свой угол. Хватило бы и однушки на выселках. В 1980 году она приехала поступать в Институт культуры, да так и осталась в Ленинграде. В коммуналке у Кировского завода втроем, с подростком-сыном и больной матерью, они прожили 12 лет.

А потом Березовские решились на свое жилье. Хотели подкопить денег и вложиться в строительство, но 2013 год приносил семье одну беду за другой. Сначала Елена похоронила мать, потом сломала позвоночник. «После смерти мамы жить не хотелось», – говорит она. От тоски лечилась мечтами о доме, в эти дни придумала, каким он будет – где поставит стол, а где телевизор и диван. Купила на кухню красивый тостер и посуду в тон.

С бывшим спортсменом Виктором Ващенко Елена познакомилась на сайте знакомств в 2011 году. «Ухажер» оказался председателем петербургского отделения «Камены» – уже первое свидание закончилось презентацией достижений потребительского общества. Ващенко выложил перед изумленной новой знакомой договор и предложил ей вступить в организацию. Поначалу ответила отказом – больно сомнительным показалось предприятие. Ващенко обхаживал ее без малого год. Навещал по праздникам, пока не убедил, что вытащит Березовских «из руин нищеты» – за год деньги от продажи двух комнат в коммуналке вернутся с процентами. Надо просто вложить их в «дело». Елена так и сделала.

Она застала четырехлетие «Камены» в Москве, которое проводили в зале театра Надежды Бабкиной на 900 мест. Вспоминает, как подпевали Игорю Николаеву, что было в зале много бедно одетых людей со всей страны, а программа была роскошной до неприличия – фейерверк, салют, фуршет. От фуршета, правда, ей ничего не досталось – пока слушала обещания руководства, пайщики в фойе разобрали все бутерброды.

По расчетам Елены, к лету 2015-го вместе с процентами «Камена» должна была им 2,4 млн рублей. Но уже спустя месяц проценты перестали поступать. Когда поняла, что денег ей больше не видать, пришла к Ващенко домой с вещами – жить. Объяснила, что идти ей больше некуда, но председатель выставил за дверь.

«Раньше не могла сдержать слез, когда рассказывала, – говорит она. – Он хоть бы предупредил меня – я ведь все потеряла. Тот, кто терял, меня поймет».

Слезы кончились, пока она обивала пороги, пытаясь получить свои деньги. Судебный иск тогда проиграла.

Своей вины в том, что Елена потеряла жилье, Виктор Ващенко не видит: «Как я мог ее предупредить, если сам не знал, чем все закончится».

…Вещи Березовских свалены в кучу в крошечной съемной квартире на окраине Петербурга. В ней нет ни отделки, ни дверей, ни обоев. Лена достает из сумки удостоверение в пластиковой обложке – справку социального учета: «Удостоверение бездомного – чтобы в полицию не забрали». На тумбочке в ванной напоминание о «Камене» – банки с канадской косметикой. В какой-то момент их выдавали пайщикам вместо выплат. Как и упаковки с чаем, которые Елена с горя затолкала на дно одной из сумок.

А еще ей дарили бриллианты: «В ломбарде их принимали как лом. За четыре слитка золота и три крошечных бриллианта мне дали 15 тысяч рублей».

Пай-мальчик

МПО «Камена» появилось в марте 2011 года. Ее создал Константин Бунин, разочаровавшись в своем прошлом детище – компании «Карат», производившей изделия из бриллиантов и золота. Бунин решил создать международное потребительское общество, которое в честь римских богинь пения и музыки получило название «Камена». «Симвализирует (орфография сохранена. – Ред.) звук воды, звук воздуха и звук чистого голоса», – сообщает журнал, выпускаемый МПО.

«Один пайщик приводит двух других, а дальше все нарастает как снежный ком», – рассказывал Бунин в одном из интервью.

Первоначальный взнос начинался от 15 тысяч рублей – с перспективой ежемесячных 7–12% взноса (от 100% годовых). Руководство «Камены» утверждало, что их пайщиками за пять лет стали 70 тысяч человек из 27 регионов России.

Программы контора реализовывала через два десятка компаний, зарегистрированных на самого Бунина, его жену и бизнес-партнеров. Отчеты выкладывали на YouTube – в роликах Бунин говорил: «Наша сила – в вере и правде. В совести. Мы делаем по правде». Под героическую музыку пайщикам рассказывали о перспективах, о бриллиантах и золотых слитках, которыми компания торгует, о золоте, которое добывает в Гане, о продаже косметики, «кефира индийских йогов», капель для глаз от онкологии. О контракте для поставки воды из Греции для нужд РЖД. О сети спортивных магазинов. О добыче нефрита в Туве и идее заняться нефтедобычей.

Но главным коньком «Камены» были бриллианты. Их в организации получали те, кто сумел привлечь новых пайщиков. Бриллианты были настоящими, просто каратов в них было мало.

Орденоносец

У организации и Бунина множество наград и грамот: от «Справедливой России», Сурдолимпийского комитета России, президента ММА Федора Емельяненко... Но главных две: от Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В отделениях общества их вешали на самом видном месте. Незадолго до банкротства МПО «Камена» наградили орденом «Золотая звезда Отечества», освященным в храме Христа Спасителя. Председателем попечительского совета МПО был генерал-майор ФСБ в отставке Георгий Рогозин. В бытность первым заместителем начальника Службы безопасности Президента РФ он занимался вопросами астрологии и парапсихологии, за что получил псевдоним – Нострадамус в погонах, сообщает сайт «Камены».

«Это не пирамида»

Еще одним столпом благополучия было партнерство с Всероссийским обществом глухих.

«У Константина Геннадьевича Бунина все на лбу написано, – говорит седовласый мужчина в костюме, дублируя речь языком жестов. – Открытый, прозрачный деловой человек. Он находится ближе к богу – ездит на Афон. Перед ним стоит задача по линии Афона – чтобы он уделял внимание бедным, инвалидам в первую очередь».

Это президент «Всероссийского общества глухих» и член генсовета «Единой России» Валерий Рухледев. В 2012 году общество глухих подписало с «Каменой» соглашение о сотрудничестве. «Чтобы решать насущные социальные вопросы», – прокомментировал решение Валерий Рухледев. В сентябре 2015-го он публично заявлял, что «Камена» внесла вклад «в создание рабочих мест для глухих […] Это не пирамида, это деньги, которые складываются, складываются и создают мощную, стабильную уверенность в будущем».

Константин Бунин и Валерий Рухледев

Председатель петербургского отделения Всероссийского общества глухих Олег Дуркин пожаловался «Новой», что с августа 2016 г. в организацию начали обращаться пайщики: «Они рассказывали, что организация не выплачивает деньги, но на них давят, чтобы они не писали заявлений в полицию и не шли в суд. Грозят, что, если будут обращения, пайщики денег не увидят».

Дуркину Рухледев заявил, что никогда не выступал в поддержку Бунина – лишь сфотографировался с ним на встрече. Довольно спорное заявление, учитывая, что в декабре 2015 г. Всероссийское общество глухих вместе с «Каменой» зарегистрировали компанию ООО «Торговый дом «ВЕС». «Обществу глухих» и МПО принадлежит по 25% торгового дома, а руководит структурой Людмила Лебедева – экс-супруга депутата Госдумы Игоря Лебедева (сына Жириновского). Публично депутат открестился от бизнес-проектов супруги, заявив, что развелся с ней 15 лет назад и отношений не поддерживает.

Понять, где заканчивается пиар, а где начинается реальность, трудно. Особенно когда на сцену выходит родня Владимира Путина.

Новость о том, что Россия и Китай планируют создать совместную биржу для торговли драгоценными и полудрагоценными камнями, появилась на сайте Российской государственной пробирной палаты при Минфине РФ. ИТАР–ТАСС Бунин заявил, что предложение поступило «Карату» от Пекинской биржи. Компания провела инвестиционный форум «Карат-Глобал». Бунин пообещал, что на нем будут присутствовать «Торгово-промышленная палата РФ, ряд российских министерств, руководство нескольких регионов, а с китайской стороны – Коммунистическая партии Китая и Ассоциация китайских инвесторов». В качестве соорганизатора форума выступила компания Putin Consulting двоюродного племянника российского президента Романа Путина. Пресс-конференцию в честь форума проводили в ИТАР–ТАСС, а по итогам форума главное государственное информагентство страны еще и опубликовало отчет о мероприятии.

Константин Бунин и Роман Путин в эфире радио «Столица» и пресс-конференция в ИТАР–ТАСС

В эфире радиостанции «Столица» за месяц до форума родственник гаранта заявил, что его миссия – «дожать переговоры до реальных дел», а Бунин обещает, что форум закончится подписанием соглашений между представителями китайского и российского бизнеса.

Мало того, форум ознаменовался партнерством «Камены» с М-1 Global, проводящей бои по смешанным единоборствам. В Пекине даже прошел турнир «Битва в Поднебесной», а после «Камена» стала докладывать пайщикам, что отныне владеет сетью спортивных магазинов «ММА Империя», которая выпускает одежду под брендом Федора Емельяненко. В подтверждение выкладывались фотографии Бунина с российским бойцом и президентом M-1 Global Вадимом Финкельштейном. Фотографироваться создатель «Камены» явно любил – для пайщиков это служило доказательством того, что он вхож во все кабинеты.

Константин Бунин и Федор Емельяненко

Судя по тому, что миру ничего не известно об этой бирже для торговли драгоценными камнями, идея Бунина не выстрелила, однако для пайщиков участие «Камены» в форуме закончилось рождением новой структуры – российско-китайской корпорации «Ляньбан», которая собирала деньги на строительство в регионах России. Пайщикам рассказывали, что корпорация строит два 17-этажных дома в Самарской области. На самом деле строительство вело ООО «Монолит», которое принадлежало МПО «Камена» лишь до июня 2015 г. Новые владельцы в октябре 2016-го подали на банкротство организации. Да и стройке, похоже, не суждено закончиться – в ответе «Новой» мэрия Самарской области сообщила, что через суд добивалась возврата земельного участка.

Сотрудничество Putin Consulting и Константина Бунина завершилось появлением важнейшего документа – Роман Путин поздравил того с днем рождения, но в «Камене» документ приобрел сакральный смысл. «Его сам Путин поздравлял», – шепотом говорили пайщики.

Ответ мэрии Самарской области и поздравление Путина

Неудачей закончилась и добыча черного нефрита в Тыве – под эти цели в октябре 2015 года Константин Бунин создал компанию ООО «Карат-Сибирь». В мае на сайте «Камены» появилось победное сообщение – лицензия получена. В распоряжении редакции есть ответ за подписью начальника компании «Тыванедра» Елены Шабалинской. «Карат-Сибирь» получила лицензию – но не на нефрит и его добычу, а на геологическое изучение яшмовидных роговиков – без права ее добывать.

Ответ из компании «Тыванедра»

«Кризис по барабану»

Бриллианты «Камены» Сергей К. хранит до сих пор. Он долго думал, перед тем как отнести туда 1,4 млн рублей. С процентами должно было набежать 2,6 миллиона, а сейчас он надеется вернуть хотя бы первоначальный пай.

В «Камену» владелец предприятия по производству металлической мебели пришел по наводке: партнер показывал бриллианты и хвастался, что ему кризис по барабану. Сергей уверен, что многим удалось вовремя вывести деньги, просто ему не повезло: проценты с пая ему платили всего пять месяцев.

Со смартфона он заходит в личный кабинет и показывает мне столбцы с цифрами невыплат. В конце сентября 2015 года Сергей сделал то, что делал каждый месяц: нажал кнопку «вывести средства». Появилась надпись, что деньги поступили в обработку. Кнопка «зависла». Навсегда.

Слева – Сергей показывает вход в личный кабинет на сайте «Камены», справа – письмо о преобразовании МПО в «Карат»

Проценты перестали поступать в июле 2015 года. Вывести деньги из личных кабинетов на сайте «Камены» оказалось невозможно. Пайщики пытались расторгнуть договор по почте, но выяснилось, что контора предусмотрительно сменила адрес. Вскоре пайщиков начали переводить в новую структуру – МПО «Карат», она приняла на себя все обязательства перед пайщиками, пообещав вернуть все деньги. Всего-то в течение десяти лет.

Поднялся бунт – против руководства компании восстали руководители 35 подразделений. Они написали письмо: «Когда вернут деньги?» В ответ руководство МПО заявило, что несогласные «ведут работу по дестабилизации общества», и признало нелегитимным собрание пайщиков, которое провели несогласные.

Борьба перетекла в суды – Савеловский и Тверской, по двум местам регистрации организации. Подавать иски приезжают пайщики со всей России. В один только Тверской районный суд за 2016 год было подано более 50 гражданских исков. Больше половины полностью или частично выиграли иски. По двум из них – на сумму 1,9 млн руб. – начато исполнительное производство. Но деньги получить никому не удалось. По информации пайщиков, счета арестованы: денег у «Камены» нет.

Сергей К. подал заявление в полицию – специально ездил в Москву. Но для него, как для многих бывших пайщиков, попытки забрать деньги из организации закончилась крахом. Заявления в полицию заканчиваются отказами в возбуждении уголовного дела.

«В грудь себя били – в рублевую зону вкладывались»

Александр А. на полицию не надеется вовсе. Иск в суд он тоже не подавал, отмахивается: бесполезно. Бриллиантовая пирамида не первое и не последнее сомнительное предприятие, в котором он поучаствовал. В «бизнес» пришел после того, как расстался с работой ассистента кинооператора на «Леннаучфильме». Тогда только рухнул Советский Союз – на его обломках, на фоне нищеты и недоверия к государству, вырастали пирамиды.

Александр – тот самый партнер, благодаря которому в «Камене» оказался Алексей К. Ему удалось вернуть почти два миллиона, но деньги дочери, взятые в кредит, похоже, пропали.

Он перечисляет с десяток сетевых организаций и пирамид, канувших в небытие вместе с деньгами пайщиков. Но даже на их фоне «Камена» выделялась размахом и «прикрытием». А еще импонировала миссия: «Мы, патриоты, в грудь себя били – в рублевую зону вкладывались».

В лучах пирамиды

Внутри пирамиды, обведенной золотым лавровым венком, – ограненный алмаз. Логотип напоминает масонское «Всевидящее око», но создатели символа решили окончательно спутать карты, разместив над пирамидой крест.

Логотип «Камены»

Православие, стабильность, патриотизм – создатели «Камены» активно эксплуатировали риторику центральных каналов. Среди пайщиков могли беспрепятственно бродить любые слухи – например, что с королем Ганы руководство познакомилось на Афоне, а создать МПО будто бы распорядились первые лица в стране. Приборы для очистки ауры соседствуют с крестом на логотипе. Обманутые инвалиды слуха – с богатырем Емельяненко. Приборы для очистки ауры соседствуют с крестом на логотипе.

«Камена» выпускала еще и приборы. Про большую золотую пирамиду с крестом создатели пишут – заживляет раны и рассасывает опухоли. Как уточняют разработчики, полезна она и здоровым – для этого надо питаться «небольшими порциями пищи, выдержанными в пирамиде, или отдыхать под ней».

***

25 октября Арбитражный суд Москвы начал рассматривать иск о признании общества банкротом. Но спокойствия это пайщикам не принесло. Когда начались невыплаты, юридические услуги пострадавшим начали предлагать сразу несколько организаций. Часть из них обманули людей во второй раз – деньги с пайщиков взяли, а воз с невыплатами и ныне там. В итоге в наступившей панике пайщики не верят ничему. Часть пайщиков полагают, что банкротство подстроено самой «Каменой» и добром не закончится.

Мнение эксперта

Арбитражный управляющий Тимур Грошев считает, что в ситуации, когда взыскать с компании нечего, банкротство неизбежно и безальтернативно. Главное – в установленный срок попасть в реестр кредиторов. От того, прошел ли пайщик суды общей юрисдикции, очередность не зависит. Впрочем, практика такова, что в ходе банкротства свои деньги получает незначительное количество кредиторов – чаще всего все средства уходят на финансирование самой процедуры банкротства.

«Центробанк РФ и Федеральная налоговая служба являются участниками дела о банкротстве этой организации, – отмечает он. – По закону Центробанк РФ должен согласовывать кандидатуру арбитражного управляющего. Кроме того, в ходе банкротства полиция может принять решение о возбуждении уголовного дела».

По словам Грошева, в подобных ситуациях должники, как правило, пытаются изыскать средства и выкупить у пайщиков права требования. Однако какую стратегию выберет «Камена», узнать не удалось.

Услышав вопросы «Новой», Константин Бунин попросил перезвонить через час и перестал брать трубку.

Зато ответил Виктор Ващенко – руководитель петербургского подразделения. Он утверждает, что защищает пострадавших: «У пайщиков деньги взяли – пайщикам их надо вернуть». Вот только попытки получить средства обратно называет призрачными надеждами. «В «Камене» – полный швах», – откровенно признает он, но тут же добавляет, что был лишь исполнителем, значит, и не должен пайщикам ничего.

«Подписывали люди сами, решение принимали сами. Жалко глухонемых ребят, но я их лично не привлекал – их другие приводили, обещали жизнь при коммунизме, – говорит Ващенко: – Денег нет, но вы держитесь. В каком государстве живем – такие и законы».

Ващенко смеется – не удивился бы, если бы «Камена» списала свои проблемы на сложную геополитическую ситуацию. «В Сирии война, а у нас тут, подумаешь, штукатурка сыпется».