Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Будущее культуры в руках милиционера

19 декабря 2016 09:54 / Культура

В центре Петербурга хотят установить памятник стражу порядка, который помог рождению известного режиссера

Место происшествия

Вопреки тренду человек в погонах выступает здесь не душителем, а спасителем культуры: именно милиционеру выпала роль акушера, принявшего в этот мир Николая Беляка – выдающегося режиссера, чье 70-летие отмечается в середине декабря.

Создатель и бессменный художественный руководитель Интерьерного театра появился на свет в подъезде дома 7 по Кузнечному переулку хмурым декабрьским днем первого послевоенного года. Его мама, Серафима Давыдовна, почувствовав приближение родов, поспешила в больницу, однако дальше подъезда двинуться уже не могла. На крики роженицы подоспел милиционер, который и помог появиться на свет будущему театральному новатору.

Почитатели таланта юбиляра и стали инициаторами создания монументальной композиции: поднятая на пьедестал крепко сбитая фигура милиционера с новорожденным младенцем, которому тот отдает честь, подняв за ножку над мирской суетой.


Памятник предлагается установить на месте происшествия – в небольшом сквере, образовавшемся после того, как дом 7 был снесен в конце 1970-х.


Идея уже нашла поддержку. Градозащитники отмечают вклад созданного Беляком театра в дело спасения подлинного Петербурга. Театрализованная акция, проведенная 19 октября 1986 года у приговоренного к уничтожению Дома Дельвига (Загородный пр., 1), положила начало масштабному движению в защиту культурного наследия, эпицентром которого не один год оставалась Владимирская площадь. Здесь был устроен «День горожанина», собравший сотни неформалов, как альтернатива официозным празднованиям Дня города, здесь разворачивались акции за спасение обреченных на снос домов Достоевского и Лихачева (Владимирский пр., 11 и 9), за возвращение верующим собора Владимирской иконы Божьей матери.

Модель памятника и его рабочая примерка к месту будущей установки (на месте снесенного дома 7 в Кузнечном переулке)

Город как сценическое пространство

Николаем Беляком было создано новое направление драматического театра – интерьерного, для которого сценическим пространством становились архитектурные памятники. «Сцены из «Фауста»», разыгранные в бывшем особняке Половцева (Дом архитектора), «Моцарт и Сальери» в Юсуповском дворце, «Пир во время чумы» в полуразрушенной Воскресенской церкви на Смоленском кладбище – начав с этих постановок, Интерьерный театр раздвигает стены и вовлекает само городское пространство, включая акваторию Невы, на глади которой проводятся мистериальные представления. И даже устремляются в космос: в течение полугода на борту орбитальной станции «Мир» космонавт Александр Баландин реализует программу «Космос – Человек – Культура», разработанную Интерьерным театром.

Задуманная Беляком концепция Петербургского карнавала – играющего с городской архитектурной средой, литературными и историческими персонажами, – нашла свое воплощение в коллекции театральных костюмов петербургских памятников. Ожившие Петропавловка, шемякинский Петр, Смольный собор, грифоны с Банковского моста и сотоварищи выходили на улицы и площади, вступали во взаимодействие с горожанами, вовлекая в петербургскую мистерию и творя ее.


По оценкам социолога Андрея Алексеева, режиссер Николай Беляк не имеет равных в избранном им направлении искусства, а созданный им Интерьерный театр стал культурным достоянием и живым воплощением мифа нашего города.


Мифотворчество на марше

Появление памятника в Кузнечном переулке – достойное продолжение этого мифотворчества, убеждены инициаторы его установки.

Кроме того, водружение памятника пресечет попытки новой агрессивной застройки этого места, полагают градозащитники.

Проект архитектора Евгения Герасимова, по которому на месте снесенного дома 7 по Кузнечному переулку, рядом с музеем Достоевского, появится многоэтажное здание, соединенное с домом писателя громадным стеклянным параллелепипедом, уничтожит ауру Петербурга Достоевского. «Кузнечный переулок почти не менялся на протяжении последнего столетия, это такой уникальный отрезок, на котором практически нет современных зданий. Эта подлинность притягивает к последнему адресу писателя почитателей со всего мира, и ее ни в коем случае нельзя разрушать», – настаивает зампредседателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов.

По мнению активистов Группы спасения памятников, установка посвященного рождению Николая Беляка монумента позволит особым образом маркировать это место, застолбить его, пресечь попытки водрузить здесь чужеродное громадное здание из стекла и бетона. То есть послужит сохранению подлинной исторической среды, чему всегда и способствовала деятельность Интерьерного театра, так что все очень логично.


Инициатива находит поддержку и в рядах МВД. Сотрудники ведомства полагают, что такая монументальная композиция будет содействовать закреплению в общественном сознании положительного образа человека в погонах, чтобы в нем видели не угрозу, а доброжелательность и готовность прийти на помощь.


Предполагается, что проект памятника может быть вынесен на обсуждение художественной секции Градостроительного совета уже в начале наступающего года.

От редакции

19 декабря Николаю Владимировичу Беляку – основателю и бессменному главному режиссеру Интерьерного театра – исполняется 70 лет. 

Этот театр, рожденный в 80-е, – неотъемлемая часть не только петербургской культуры (чего стоит одна лишь уникальная коллекция карнавальных костюмов по мотивам архитектурных памятников и городской скульптуры – в которых артисты участвовали во множестве городских праздников), но и петербургской общественной жизни. В далеком 1990 году, когда для выдвижения кандидатом в депутаты любого уровня достаточно было собрания даже маленького трудового коллектива, треть будущих депутатов демократического Ленсовета 21-го созыва была выдвинута трудовым коллективом Интерьерного театра.

Все эти годы во главе театра Николай Беляк. Замечательный режиссер, умный и добрый человек. Театр в последние годы переживает нелегкие времена – в чести у властей (с приложениями в виде финансовой поддержки) другие театры и другие режиссеры, не скрывающие своей лояльности и готовности поддержать и одобрить все, что делает начальство. И тем важнее для нас Интерьерный театр, встречающий зрителей на Невском, 104.

Редакция «Новой газеты в Петербурге» поздравляет Николая Владимировича с юбилеем!