«Поток» угрожает нерпе
В Кингисеппе прошли первые слушания по строительству нового международного газопровода
Газопровод «Северный поток», завершенный 2012 году, не вызывал нареканий у экологов, но маршрут, по которому могут проложить «Северный поток – 2», грозит гибелью Кургальскому заказнику. «Поток-2» на 90 процентов пути пройдет параллельно первому дну Балтийского моря от Ленобласти до Германии. Но для российской части трубы, идущей по суше, решили выбрать новый маршрут с юга от Петербурга.
В 2012 году большинство экспертов-экологов настаивали на том, что второй газопровод надо пустить вдоль первого на всем протяжении, с севера от Петербурга, через Карельский перешеек и Выборг. Но от этого проекта, подготовленного ООО «Газпром проектирование», отказались якобы потому, что труба пролегла бы слишком близко к поселкам Шум, Войбокало, Нижняя Шальдиха, Синявино, Грибное, Славино, Гвардейское и к переходам через реки Неву и Волхов, где берега очень плотно застроены.
Экологи не очень поверили в эту версию: если первый «Поток» проложили без проблем, то почему второй не помещается? Ведь можно выкупить для госнужд десяток домовладений – и проблема решена.
Но есть и другая причина: планы по строительству дополнительной газотранспортной инфраструктуры для Кингисеппского района Ленобласти. Совместить международный газопровод с газификацией местных поселков – дело хорошее, если при этом не страдает экология.
Орлан или лишние 39 км?
Итак, прокладка трубы с юга от Петербурга – дело решенное. Но и в Кингисеппском районе она может пройти двумя пока не объявленными маршрутами. И хотя «Северный поток – 2» заверяет, что выбор будет сделан с учетом мнения граждан и экспертов, экологи опасаются, что кулуарно решение давно принято.
Маршрут, который выходит к морю через мыс Колганпя Сойкинского полуострова, у биологов нареканий не вызывает: местность тут пустынная, редкой флоры и фауны не наблюдается. А вот вариант с выходом в Нарвский залив через юг Кургальского заказника совсем не желателен: по мнению биологов, работающих в заказнике, здесь много краснокнижных видов и растений, и зверей, и птиц. Там найдено даже гнездо редчайшего орлана-белохвоста. Но похоже, что именно этот маршрут, губительный для заказника, станет приоритетным: он на 39 км короче, а значит, на много миллионов дешевле.
Как нерпа приобрела птичьи черты
Основные баталии по выбору маршрута начнутся через месяц-полтора, когда пойдут общественные слушания по данному вопросу. Но уже 31 января в администрации Кингисеппского района, где обсуждали изыскательские работы в море (по закону любая деятельность в море должна проходить экологическую экспертизу и публичные слушания), ученые, работающие в заказнике, вступили в полемику с представителями «Потока-2».
Сами изыскательские работы больших вопросов не вызвали: научные корабли и катера будут просто брать пробы грунтов и никакую живность особенно не побеспокоят. Конечно, если в случае надвигающегося шторма они пойдут в порт Усть-Луга кратчайшим путем, то могут напугать или поранить животных, но представители «Потока» пообещали, что корабли будут обходить места лежки по большому кругу.
Однако биологи обратили внимание на то, что раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) выполнен поверхностно. Эколог Александр Сутягин подал 13 замечаний, главное из которых: «Отсутствует оценка состояния окружающей природной среды». То есть разработчики плохо представляют, что именно живет там, где они будут проводить работы.
Орнитолог Сергей Коузов рассказал проектировщикам, где именно вдоль Кургальского заказника какие птицы живут, гнездятся и кормятся. В частности, упомянул про морских бакланов – эти птицы ныряют на глубину до 60 метров (!) за донными рыбами. Остатками трапезы бакланов питаются многие другие организмы, что делает их важнейшей составляющей морской экосистемы.
Разработчики слушали с интересом, при этом создалось впечатление, что про морских бакланов они слышат впервые.
Остро раскритиковала исследования газовиков Анна Лосева, специалист по морским млекопитающим. Например, в релизе «Северного потока – 2» говорится, что маршрут через пустынный мыс Колганпя «пересекает традиционные пути сезонной миграции кольчатой нерпы и серого тюленя», и поэтому экологически опаснее, чем путь через заказник. «Я не понимаю, из каких источников они это взяли, – возмущается Лосева. – У кольчатой нерпы и серого тюленя нет никаких «традиционных путей сезонной миграции», как у птиц. В период открытой воды нерпы в основном держатся в акватории Кургальского полуострова (с севера и запада), кормятся там и залегают на рифах. На мысе Колганпя кольчатой нерпы и серого тюленя нет».
Григорий Вильчек, начальник отдела разрешений «Северного потока – 2», возразил, что уже собрано 90% данных для составления ОВОС. То есть, по идее, газовики должны знать практически все о животном мире в районе производства работ. Но, как выясняется, знают очень мало либо имеют искаженные сведения. Как же в таком случае они могут сделать обоснованный выбор, по какому пути класть трубы?
Без нас уже решили
В релизе «Северного потока – 2» написано: «По совокупности факторов в настоящее время Нарвский маршрут (через заказник. – А. Б.) признается в качестве предпочтительного», хоть обсуждение всех плюсов и минусов обеих опций и продолжается.
На сайте Газпрома размещена схема нового газопровода, где он уже идет через Кургальский, без всяких альтернатив. Когда об этой схеме упомянули на слушаниях, представители «Северного потока – 2» стали уверять, что ничего подобного быть не может. Однако – есть.
Кандидат биологических наук Елена Глазкова, старший научный сотрудник отдела «Гербарий» Ботанического института, рассказала, что в прошлом году на месте предполагаемого пути газопровода через заказник уже проложены вешки, обустроены гати для прохода. Начальник отдела инженерных изысканий «Потока-2» Дмитрий Шиляев уверял, что это не вешки, а колышки для облегчения топографической съемки. Глазкова возразила, что может отличить колышки от ленточек-вешек.
По словам Анны Лосевой, работы по укладке труб в районе Кургальского могут сильно повлиять на серых тюленей и кольчатых нерп – символ Балтики, в российских водах их осталось всего около 300 особей.
Елена Глазкова заявила, что в прошлом году в том самом коридоре, отмеченном вешками, ею были обнаружены семь краснокнижных видов растений. Все биологи в один голос утверждают, что прокладка газопровода ухудшит всю экосистему.
По словам Дирка фон Амельна, заместителя технического директора первого «Северного потока», тогда компания потратила более 100 миллионов евро на экологические исследования и планирование в целях обеспечения безопасности. Деньги у газовиков есть – и потратить их на то, чтобы сделать газопровод на 39 км длиннее, они могут.
Дирк фон Амельн // global-port.ru
Экологи решили обратиться в постоянный комитет Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, которой защищен Кургальский заказник, и в ХЕЛКОМ, который признал заказник охраняемым районом Балтийского моря.
Справка «Новой»
«Северный поток – 2» строит компания Nord Stream 2 AG. Хотя компания принадлежит Газпрому, зарегистрирована она в Швейцарии.