Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Без риска и эксперимента искусства не существует»

10 февраля 2017 17:29 / Культура

Скрипач-виртуоз Сeмен Гуревич – о способах разгадывать музыкальные загадки прошлого.

17 февраля в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица пройдет ежегодный благотворительный концерт классической музыки, организованный фондом AdVita и петербургским коллективом Synergy Orchestra и посвященный Международному дню детей, больных раком. Вход на мероприятие будет осуществляться за благотворительное пожертвование, а все собранные средства пойдут на оплату самых экстренных счетов для подопечных фонда.

Один из участников концерта, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ныне студент Hochschule für Musik Hanns Eisler в Берлине Сeмен Гуревич рассказал «Новой»:

«Великий музыкант XX века Николаус Арнонкур 50 лет назад поставил вопрос: как играть музыку, написанную до начала XIX века? Мне очень близка его мысль, что главное для нее – это артикуляция, интонация: тогда музыка не столько пела, сколько рассказывала, она была близка к интонациям человеческой речи. Мне всегда хотелось, чтобы музыка звучала так, словно она совсем рядом с человеком, который ее слушает.

Когда я думаю над той музыкой, что играю, понимание формулируется в виде какого-то текста – я иногда даже прописываю в нотах слова как опоры – что для меня этот фрагмент, какая в нем мысль, эмоция, переживание.


Понятно, что каждое произведение, сколько мы бы ни думали над ним и ни играли его, остается загадкой. Но способы разгадывания этой загадки у каждого поколения исполнителей и представителей разных школ – свои.


Мне кажется, что в современном подходе к исполнению музыки сочетается интеллектуальное и интуитивное, а для предшествующего поколения это была скорее чистая эмоция. 

Мне нравится работать с Synergy Orchestra: они прекрасные люди, открытые по-человечески и музыкально, впитывающие новые идеи и готовые идти на рискованные решения. Консерватизм, традиции – это прекрасно, но без риска и эксперимента искусства не существует – и речь идет не только о современной музыке, но и о том, как играть музыку, написанную несколько веков назад».

Synergy Orchestra

«На концерте в пользу фонда AdVita вместе с Synergy Orchestra по сложившейся традиции будет исполняться самая разная музыка. Мы все любим барокко и выбрали несколько совершенно поразительных произведений. Концерт Антонио Вивальди из цикла L’Estro Armonico, или «Гармоническое вдохновение», для скрипки, струнных и бассо континуо ре мажор RV230 (op. 3) очаровывает своей простотой и природной гармонией форм, а его вторая часть – это, как мне кажется, настоящее признание в любви к жизни и красоте.

«Баталия» Генриха Игнаца фон Бибера – редко исполняемый, но великолепный пример яркой программной музыки эпохи раннего барокко. Подобно художникам-баталистам того времени Бибер рисует для нас картину битвы, используя спецэффекты, привычные скорее для музыки XX века! Тут и пиццикато левой рукой на скрипке, и контрабас, изображающий военный барабан ударами тростью по струне.


В одной из частей Бибер, совмещая семь песен разных народов одновременно, создает какофонию, воистину шокирующую даже современных слушателей!


Затем мы перенесемся в романтическую эпоху и исполним вальс из серенады для для струнного оркестра до мажор (Op. 48) Петра Ильича Чайковского. Это изысканное сочинение всем известно и всеми любимо. Я и мои коллеги испытываем огромную благодарность к композитору, создавшему эту волшебную музыку, за возможность почувствовать атмосферу той навсегда ушедшей эпохи, где на балу пары кружатся в вальсе, шампанское сверкает в хрустале, а благородство и честь еще не превратились в пустые слова из книжек.

И конечно, мы сыграем музыку, написанную в XX веке – с Владимиром Розановым (баян) New York Tango из «Опалового концерта» Ришара Гальяно для аккордеона с оркестром. Это музыка, усидеть под которую невозможно! Кроме того, Владимир специально для этого концерта готовит новую оркестровую версию всем известной песни. Какой – пока секрет!

Каждый февральский благотворительный концерт Synergy Orchestra – наша возможность выразить благодарность слушателям-жертвователям за их помощь детям, которые борются за жизнь прямо сейчас. Пожалуйста, приходите! Вы не разочаруетесь.