Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ямб замасленной робы

15 декабря 2003 10:00

«Давно стихами говорит Нева...» Увы, романтический образ главной водной артерии города существует лишь в нашем воображении. Принцесса-река давно уже переоделась в робу, щедро украшенную мазутными пятнами. И превращение это случилось как-то тихо, само собой, без ведома жителей Петербурга...
Грузопотоки по Неве стремительно растут: если в 1996 году за навигацию через город прошло около 3500 судов, то в 2003-м - уже около 8400. Причем, по данным ГБУ «Волгобалт», почти 2500 из них составили танкеры. Это значит, что каждую ночь под окнами Эрмитажа, мимо Стрелки, мимо Медного всадника проползает полтора десятка мазутовозов и нефтеналивных барж. За год невские воды перетаскивают на себе более 4 миллионов тонн нефти.
О том, что Нева становится одной из самых судоходных рек Европы, общественность догадывается прежде всего по радужным разводам на воде. Ну и аварии, конечно. Одна только история с «Каунасом» - теплоходом, который в августе прошлого года без видимых причин врезался в опору Литейного моста, - чего стоит!..
- Последнее время вообще творится что-то неладное, - говорит начальник Балтийской спецморинспекции Валерий Зайцев. - Корабли на полном ходу наскакивают на камни, садятся на мели, тонут у причалов. Похоже, наши капитаны перестали быть профессионалами, классными специалистами...



Кстати, в случае с «Каунасом» исследования показали, что течение начало разрушать грунт вокруг опоры Литейного моста. Теплоход «Константин Циолковский» в 2001-м пошел на дно прямо у пристани Речного вокзала: на борту возник пожар. В августе нынешнего года в Ладожском озере потерпел крушение лесовоз СТ-1351 - авария случилась из-за грубейшей технической неполадки.
И в каждом случае Нева пополняется очередной пайкой маслянистых субстанций. Особенно солидная доза - около 70 тонн - выплеснулась в невскую акваторию в 1999-м, при аварии «Нефтерудовоза-7» на Ивановских порогах. Из «Каунаса», имевшего в баках 35 тонн дизельного топлива, вытекло порядка 24 тонн.
Впрочем, следы на воде оставляют не только терпящие бедствия посудины. Как утверждают морские инспекторы, многие капитаны балуются сбросом грязных вод прямо в реку. Чем платить за слив в специальные приемники, проще выбросить отходы за борт под покровом ночи.
Чемпионы по мазутным приветам северной столице - волжане: ОАО Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», а также Волжское речное пароходство. Им принадлежит внушительная часть проходящих по Неве судов. Несмотря на то что «Волготанкер» - крупнейший в Европе внутренний нефтеперевозчик, обслуживающий до 70% общего объема нефтеналивных грузов страны, кораблями он пользуется... как бы это выразиться... раритетными.
- В конце навигации мы задержали судно ТН-618, принадлежащее «Волготанкеру», - рассказывает замначальника спецморинспекции Александр Зорохов. - Танкер 1965 года выпуска, при этом не застрахован от ущерба, да еще и масса нарушений в судовой документации. Тем не менее умудрился получить добро на рейс. А мы, по идее, не имеем права сомневаться в действиях государственных надзорных органов. Поэтому и имеем «каунасы»...
Кстати, «Нефтерудовоз-7», также дитя «Волготанкера», безнадежно конструктивно устарел - имел одинарный корпус. К тому же капитан и команда судна в момент ЧП были безнадежно пьяны (это к слову о профессионализме). «Каунас» же, приписанный к Волжскому речному пароходству, вообще уникум - 1954 года рождения. Такие грузовые суда на Западе, если и служат, то в качестве музейных экспонатов. Неудивительно, что у старичка отказало рулевое управление, а затем раскололся корпус. Между тем спецморинспекция вот уже более полутора лет судится с пароходством за возмещение ущерба, нанесенного «Каунасом» окружающей среде, и еще неизвестно, чья возьмет.
Справедливости ради заметим, что «Волготанкер» все-таки задумался об обновлении флота. Год назад руководство компании утвердило соответствующую программу. В ее рамках в нынешнем году спущено на воду то ли три, то ли четыре реновационных - не новых, а восстановленных из старых - танкера. По мнению экспертов, капля в море!
Иными словами, река с ее графиком развода мостов уже не справляется с судопотоками, танкерам приходится сутками стоять в черте города, безопасность пяти миллионов жителей держится на честном слове, а крупнейший нефтетрейдер спокойно делает деньги на доставшемся с советских времен имуществе. Похоже, мы оказались у нефтеперевозчиков в заложниках... И не только Питер, а вся европейская часть России. Так, в сентябре в Онежском озере оконфузился «Нефтерудовоз-57 М» - очередная падчерица «Волготанкера». Борт судна дал 8-сантиметровую трещину, оттуда полез мазут...
Теперь все зависит от социальной ориентированности и производственной культуры судовладельцев. Вот если бы город обладал современной защитой от нефтеразливов... Но ее нет. В октябре 99-го течением Невы стремительно уносило все новые тонны мазута, вываливающегося из продырявленных танков «Нефтерудовоза-7», а люди смотрели на этот кошмар и не знали, что и предпринять... Тогда стало ясно, что у города нет современного аварийного флота, средств защиты, технологий борьбы с подобными катастрофами.
Правда сегодня, спустя четыре года, ситуация вроде бы стала получше. Имеются суда-нефтесборщики, самое передовое в России экологическое судно «Рубеж», боновые заграждения, штат специалистов, городской план ЛАРН (ликвидации аварийных нефтеразливов).
- Нынешний план ЛАРН по Петербургу устарел, - считает Валерий Зайцев. - Он нуждается в реконструкции. А в Ленобласти аналогичного вовсе нет, поскольку областные коллеги не имеют ни специального флота, ни сотрудников, ни средств борьбы с авариями. То есть единого сводного плана по водной системе, когда в случае ЧП одна зона помогает другой, не существует. Значит, спать спокойно мы не можем.
Авообще, по оценкам г-на Зайцева, Нева не резиновая. «Количество волгонефтей, нефтерудовозов и прочих волготанкеров надо строго лимитировать! Экономическая выгода может обернуться колоссальными потерями, - подчеркивает специалист. - Десяток танкеров в сутки - это предел».
Свои доводы Балтийская спецморинспекция направила в Министерство природных ресурсов РФ. Делались заявления и на городском координационном совете по транспортным перевозкам. Позиция нашей исполнительной власти в этом вопросе представляется весьма странной.
Скоре всего, правительство города заинтересовано в наращивании судопотоков через Неву. По некоторым данным, рассматриваются планы изменения графика разводки мостов - разумеется, в сторону увеличения судоходной паузы. За счет водных транспортировок чиновники стремятся пополнить бюджет. И в этом плане их интересы полностью совпадают с интересами нефтетрейдеров.
Но спросил ли кто-нибудь нас, жителей, нужен ли нам «Суэцкий канал»? Ведь многие миллионы тонн нефти - это уже статистика больших чисел, которая начнет менять судьбу города. Превратившись в «маленький Кувейт», северная столица рискует вовсе потерять свое лицо, а население - нормальную экологию.

Лина ЗЕРНОВА
фото Алексея ВЫСОЦКОГО