Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Уже без иллюзий

4 апреля 2017 13:01 / Общество

Если система рамочных металлодетекторов работала, то как оказалась в подземке сумка с килограммом взрывчатки?

Четыре месяца назад в «Новой» вышел материал «Иллюзия безопасности» – о том, что рамки металлодетекторов, установленные на всех станциях петербургского метрополитена, – это профанация. Чиновники тогда божились, что «все под контролем» и горожанам не о чем беспокоиться. Сегодня их заверения звучат особенно актуально.

«Изделие, которое я выпускаю, служит для безопасности моих родных и близких и для граждан нашей великолепной России», – говорил в ноябре 2016 года корреспонденту «Новой» один из сотрудников компании «Современные наукоемкие технологии» (СНТ), которая производит металлодетекторы для метро Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода.

После трагедии 3 апреля отвечать на вопросы «Новой» в СНТ отказались. «Да, это мы производили оборудование, но комментировать теракты не будем», – коротко ответили и бросили трубку.


3 апреля рамочные металлодетекторы СНТ пропустили в подземку, по разным оценкам, от 500 грамм до килограмма взрывчатки, часть которой была обнаружена и обезврежена на станции метро «Площадь Восстания», где находится объект стратегического значения – Московский вокзал. Ни одна из рамок на метрополитене не подала тревожный сигнал. Или на него никто не отреагировал.


…325 арочных металлодетекторов появились в 67 станциях петербургском метро осенью-зимой 2015-го, после московских терактов. За этот заказ СНТ получили от городского Комитета по транспорту 59,5 миллиона рублей. Каждая арка стоила 183 250 руб., хотя еще в октябре 2013-го город покупал у СНТ рамку за 63 тысячи рублей. Трехкратный рост в цене при заявленной инфляции 5–7 процентов трудно было объяснить даже падением рубля и удорожанием импортных деталей.

Тогда в метрополитене признали, что оборудование уже почти год работает неполноценно. «С 26.12.2015 по 01.12.2016 <…> группы стационарных рамочных металлодетекторов <…> находятся в опытной эксплуатации», – ответила на запрос редакции пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. По ее словам, в течение года представители петербургской подземки предлагали производителю вносить изменения в работу охранных рамок.

Зачем понадобился столь долгий испытательный срок – неясно. «У нас есть инструкция по эксплуатации. Пятнадцать секунд – и металлодетектор готов к работе», – разъясняли тогда в СНТ. Заметим, что и в конкурсной документации срок опытной эксплуатации не предусмотрен.

Уже тогда в разговоре с корреспондентом «Новой» другие участники рынка, в том числе конкуренты СНТ, усомнились, что это оборудование выполняет поставленные задачи.

«Металлодетекторы настроены так, что звук выключен и реакции никакой, поэтому, по сути, не работают», – заявил собеседник из компании «Аурикс», которая занимается производством и поставкой антитеррористического оборудования.

Специалист компании «Группа СТ» также предположил, что техника в вестибюлях стоит зря: «Похоже, их поставили, только чтобы выполнить предписание об антитеррористических мерах». По его словам, настроить рамки можно за день, а то и за пару часов.

СНТ в обеих столицах были единственным участником городских конкурсов на поставку техники. Несмотря на то что все арочные металлодетекторы работают одинаково, в контракт могли внести требования, исключающие конкурентов. Например, сертификацию правоохранительных органов, которая по закону не требуется. «Получить сертификат ФСБ почти нереально», – говорят в «Ауриксе». Ни «Группа СТ», ни «Аурикс» в конкурсе на оборудование метрополитена арочными детекторами не участвовали, поскольку их оборудование необходимым требованиям не соответствовало.

Какие перемены произошли с ноября? Три месяца назад ГУП «Петербургский метрополитен» заключил с СНТ еще два контракта на 22 миллиона рублей. Один из них призван был, между прочим, усилить действие уже установленных рамок.


За девять миллионов рублей метрополитен установил «ограждающие конструкции», которые сегодня не дают обойти рамочные металлодетекторы.


А буквально 17 марта СНТ заключила контракт с уже московским метрополитеном на 32 миллиона рублей. Деньги пойдут на ремонт оборудования системы безопасности.

При этом полиция на метрополитене до вчерашнего дня отвечала, что входные рамки работают неисправно. Ежедневно по несколько станций закрываются на вход и выход из-за бесхозных вещей. Если бы система наверху работала, то как бы в подземке оказалась сумка, начиненная взрывчаткой?

В то же время ни один из участников рынка не стал уверять, что его рамки могли бы предотвратить трагедию. Чтобы металлодетекторы стали работать эффективно, их нужно использовать так, как это делают в аэропортах: досматривать каждого. Представить себе такое трудно: это полностью заблокирует работу метро.