Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Следите за новостями

4 апреля 2017 13:57 / Политика

Взрыв на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь» произошел около 14:40, еще одно взрывное устройство – на «Площади Восстания» – обнаружили минут на 10–15 раньше (по другим источникам – позже). Как раз в это время Владимир Путин заканчивал общение с журналистами на медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость». Имеет ли смысл связывать данные события?

Путин традиционно посещает питерские медиафорумы, в этом году он приехал пообщаться с проправительственной прессой в четвертый раз. Участники форума заранее знали о его приезде, на входе в зал даже установили прозрачный куб для сбора вопросов президенту. А значит, если бы преступники хотели нанести удар в тот момент, когда Путин будет публично выступать в Петербурге, они вполне могли готовить теракт именно к медиафоруму. Все, что им нужно было, – это следить за теленовостями, чтобы узнать точный день его приезда. Хотя место его выступления до последнего момента держали в секрете – журналистов этот день собирали в автобусы у метро «Московская», не предупреждая, куда повезут.

Был ли смысл террористам привязываться к приезду Путина? Безусловно: если цель теракта – запугать как можно большее число людей, то присутствие Путина поблизости, а главное – взрыв в его родном городе во время его визита – работает на преступников. И задача показать, что бомбы рвутся к нему все ближе, была выполнена.

Если бы они лучше рассчитали время и теракт случился не после, а во время встречи Путина с журналистами, то эффект был бы еще сильнее: в прямом эфире могла бы появиться его первая реакция на новость. Но взрыв случился чуть позже. Президент, как обычно, опоздал на час, и встреча сократилась вдвое. «Мы не можем заставлять Александра Григорьевича (Лукашенко, президента Белоруссии. – Ред.) долго ждать», – извинился президент и закончил разговор.


После этого некоторые наблюдатели попытались найти связь между встречей Путина с Лукашенко и взрывом. Якобы сделано это было специально, чтобы противодействовать союзу России и Белоруссии.


Версия довольно экзотичная в первую очередь потому, что непонятно, как теракт мог помешать двум президентам о чем-либо договориться – напротив, подобные трагедии обычно становятся объединяющим фактором.

Позиция официальных лиц о причине взрыва менялась несколько раз. Сам Путин заявил, что рассматриваются «все версии», в том числе бытовая, криминальная и теракт. Спустя час и представитель Генпрокуратуры Александр Куренной назвал взрывы терактом. Но некоторое время спустя он поправился, уточнив, что «преждевременно делать выводы».

Ближе к полуночи президент приехал к стихийному мемориалу у станции «Технологический институт», где под стрекот кино- и фотокамер возложил букет красных гвоздик. Громко прозвучавший вопрос журналиста: «Владимир Владимирович, что же произошло?» – он проигнорировал.