
Газпром в кустах
Строительство четырех паркингов, торговых павильонов и демонтаж исторического дома – таковы составляющие «благоустройства» Александровского парка, привлекшего компанию Алексея Миллера.
Свадебный генерал на чужом пиру
Итоги объявленного КГА закрытого конкурса концепций «благоустройства территории Александровского парка» главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев объявил накануне дня рождения города. Подарок вышел сомнительный – сродни подношению имениннику кладбищенского фото на эмали. Те, кого больше ноги не несут в реконструированный Летний сад, рискуют потерять для себя и этот исторический парк на Петроградской стороне.
Вопреки анонсированному широкому общественному обсуждению и обещаниям учесть пожелания горожан, все решили кулуарно. На ознакомление публики с работами четырех отобранных чиновниками авторских коллективов, выставленными в зале КГА, отвели лишь вторую половину одного рабочего дня. Первую занял «торжественный осмотр выставки гостями комитета» во главе с Георгием Полтавченко. Заданный присутствием губернатора уровень мероприятия стал еще одним косвенным свидетельством наличия крупных участников игры со старейшим парком на кону.
В ходе проведенного с градоначальником совещания прозвучали имена конкретных интересантов – Газпром и владельцы Сытного рынка.
Две эти структуры, по словам зампредседателя КГА Ларисы Канунниковой, поучаствуют в финансировании работ наряду с городским бюджетом. Какова будет их доля в общем объеме требуемых средств, не разглашается.
Лучшей признали концепцию СПб ГАСУ. Владимир Григорьев похвалил победителей за «полет творческой мысли и меньшую стесненность в рамках действующих норм и ограничений».
Не сдерживаемый оглядкой на нормы закона полет грозит появлением несуразного «портала» на ножках, выдаваемого за вход в парк, но размещаемого в его глубине, (поперек дороги от «Горьковской» к Балтийскому дому), устроенных на открытых местах сортиров, торговых павильонов у метро, «зеленого лабиринта», «бесчашного фонтана» и «сада-огорода» у Мюзик-холла, понтонной набережной-променадом вдоль Кронверкской протоки с понтонным же мостом к Артиллерийскому музею. Предложенная СПб ГАСУ единая система элементов благоустройства (ларьки, скамейки, фонари и проч.) вызвала сдержанную критику зампредседателя КГИОП Алексея Михайлова, не увидевшего в них «историзма».
По словам разработчиков, они стремились сделать Александровский парк центральным звеном пешеходного маршрута от крейсера «Аврора» до Крестовского острова, предусмотрев по пути 17 остановок «с сезонными кинопередвижками для показа исторических фильмов». Пока, правда, на этом пути лежит гора зараженного грунта, который так и не вывезли с территории бывшего ГИПХа – будущего Судебного квартала. А поскольку его проектирование и строительство накрыли грифом секретности, под большим вопросом остается и сама возможность свободного перемещения через эту территорию.
Победившая команда предлагает также расширить тротуары и озеленить улицу Яблочкова (соединяет Успенский и Провиантский скверы у Князь-Владимирского собора).
Четыре паркинга для одного парка
Одной из ключевых задач, поставленных условиями конкурса, значилось избавление Александровского парка от автомобилей. При этом должно быть построено четыре паркинга, из них два – на территории парка. Концепцией ГАСУ предлагается вариант с ликвидацией АЗС у Кронверкской набережной (что можно только приветствовать) и созданием полузаглубленной парковки на 80 машин с эксплуатируемой кровлей и «видовым амфитеатром» на ней, для любования видами на Петропавловскую крепость. При нашем климате, правда, этот аттракцион может быть задействован считаные дни. Вторую парковку – на 370 машин – рекомендуют устроить вдоль бывшего Оперного зала Народного дома (Мюзик-холла), организовав въезды и выезды с Саблинской улицы. Еще 170 машин сможет принять полузаглубленный паркинг перед Сытным рынком.
Нынче вид на здание рынка (арх. Лялевич, охраняемый памятник) изуродован возведенным его хозяевами лет десять назад безобразным торговым павильоном и стеной убогих ларьков по периметру. Но владельцев, похоже, беспокоит не столько эстетика (хотя в рамках проекта предлагаются разные варианты облагораживания прилегающей территории), сколько нужда в парковке.
Место для обустройства четвертого, многоэтажного паркинга определено конкурсным заданием – ему в жертву приносится исторический дом 6 на улице Блохина с богатыми интерьерами, от которого обещают оставить лишь фасад. Несмотря на категорические возражения градозащитников и обещания Владимира Григорьева подумать над альтернативным вариантом, конкурсное задание изменений не претерпело, и его соблюли все участники. Разнится лишь закладываемое количество машино-мест. Так, у ГАСУ – 430, а, например, у ЛенНИИпроекта – аж 1900, с загадочным «сохранением декора фасада» и «пристройкой паркинга круглой формы в дворовом пространстве».
Потеря декоративности
В пояснительной записке к концепции этого почтенного института немало и других обескураживающих предложений.
Декларируемая необходимость выполнить обследование зеленых насаждений ориентируется на заранее известный исход: «По результатам обследования выполняется снос зеленых насаждений – деревьев и кустарников, деревьев-угроз, больных и потерявших декоративность». Что это за потеря декоративности, каковы критерии ее определения, загадка. Равно как и рекомендация «на участках повышенной декоративности выполнить посадку крупномерных деревьев, придающих сразу после посадки необходимую декоративность участку». Оно, впрочем, и неудивительно – специалистов в области ландшафтной архитектуры к решению задачи благоустройства исторического парка организаторы конкурса не подпустили.
Проигнорированы были и возражения руководства Артиллерийского музея, выступившего категорически против устройства мостов на территорию кронверка и ее включения в «единое общественное пространство» наряду с Сытным рынком (так и видишь толпы домохозяек, спешащих с авоськами на представление в Мюзик-холл или в музей). ЛенНИИпроект уже за музейщиков все решил: на кронверк навести «механизированный мост ТММ-3М1, который может служить частью музейной экспозиции», каковую «дополнить размещением нескольких композиций, показывающих военные лагеря разных времен».
Вид на пешеходную улицу и общественное пространство Сытного рынка // Концепция победителя конкурса СПб ГАСУ
Не менее лихо обошлись проектировщики с вопросами частной собственности и установленных законом ограничений. Так, и ЛенНИИпроект, и ООО «УРБИС-СПб» предлагают использовать под паркинг территорию «пустыря», образовавшегося после сноса двух дореволюционных домов у пересечения Кронверкской и Сытнинской улиц.
Однако участок этот, во-первых, выкуплен незадавшимся застройщиком. А во-вторых, по генплану, здесь вообще не может быть никакого нового строительства – это территория кладбища первых строителей Петербурга, где прописан регламент рекреационной зоны (Р-2).
И если уж вносить соответствующие поправки в генплан – то лишь в интересах стоящей рядом школы, которая не имеет спортплощадки. А ее еще и уплотнили, слив с учениками другой, чье здание на Введенской ул., 3, передали Академии танца Бориса Эйфмана.
Тем не менее оба названных выше конкурсанта проектируют тут многоуровневые паркинги, у «УРБИС-СПб» – аж на 634 места, здоровенный такой комод на весь участок. Эта же контора, возглавляемая бывшим главным архитектором Олегом Харченко, предлагает для Сытного рынка подземный гараж под 300 авто «с размещением над ним нового торгового комплекса». И все, напомним, в рамках концепции благоустройства Александровского парка.
Переломать со смещением
На подробностях концепций коллективов-аутсайдеров, может, не стоило бы останавливаться подробно, если бы не одно но. Условия конкурса вовсе не предполагают реализацию победившей концепции (ее создателям гарантировано лишь получение денежного вознаграждения – 1,3 млн руб., остальным участникам – по 400 тыс.). И подведя итоги, жюри рекомендовало в дальнейшем использовать отдельные положения разных творческих коллективов, предложив всем командам продолжить работу над концепцией благоустройства Александровского парка.
Чем обернется скрещивание этих ужей и ежей, бог весть.
Пока процесс идет в закрытом режиме, с игнорированием мнения и музейщиков, и градозащитников, и специалистов в области ландшафтной архитектуры.
А концепции конкурсантов содержат еще много куда более радикального, чем наведение мостов к кронверку.
Так, ООО «Инжтехнология» включает в завершающий этап реконструкции парка «перемещение зданий Мюзик-холла, Балтийского дома, Планетария, кинотеатра «Великан» и здания бывшего Ортопедического института из Александровского парка на иные площадки». Например, на территорию Адмиралтейских верфей (сами верфи с их стратегическими заказами который год пытаются выдворить, освободив золотую площадку под застройку для кого-нибудь из друзей по кооперативу «Озеро»).
ЛенНИИпроект ради создания сквера между улицами Блохина и Яблочкова предлагает снести все существующие здесь здания, кроме одного – памятника архитектуры, доходного дома Кандаурова-Лытниковой (ул. Блохина, 12), попутно закрыв движение по Мытнинской набережной (на участке от Биржевого до Кронверкского моста) и устроив парковку вдоль фасада бизнес-центра «Мытнинская набережная, 5».
Вид на набережную Кронверкского протока
Думается, такая зачистка пришлась бы ко двору Газпрому, активно осваивающему эту часть Петроградской стороны. В доме на Мытнинской (угол Зоологического пер.) практически все видовые квартиры скуплены топ-менеджерами компании, а ее руководитель владеет пентхаусом в 400 кв. м, в расположенных поблизости бизнес-центрах обосновались газпромовские дочки-внучки.
Тем, кому высказанные конкурсантами радикальные предложения представляются нереалистичными, стоит рассказать одну историю. В пору, когда «компания № 1» проектировала небоскреб на Охте, мы обсуждали с тогдашней главой КГИОП обстоятельства выбора этой территории. Соглашаясь с неудачностью такого решения, Вера Анатольевна лишь вздыхала: «Ну что мы можем поделать, они именно это место выбрали». «А если бы захотели у Петропавловской крепости свой газоскреб воткнуть?» – попыталась я как бы пошутить, прощупывая степень допустимого. И услышала в ответ: «Да, такой вариант рассматривался. Не на Заячьем острове, конечно, а рядом. Но там все очень тяжело по транспортной ситуации и парковаться негде, поэтому отказались».
Тогда, напомню, активно обсуждался вопрос перемещения зоопарка и высвобождения занимаемой им территории. Теперь, в рамках концепции «благоустройства» Александровского парка, нашлось место и предложениям по выдворению зоопарка, и паркингам (в общей сложности под 2,5 тысячи машино-мест), ради чего чиновникам не жаль интерьеров исторического дома. КГИОП не возражает, а глава КГА называет «интересным решением», в котором видит «пилотный проект», для которого «дом на Блохина отлично подходит». Исключение этого элемента из условий конкурса, по мнению главного архитектора города, обессмысливает всю затею. Вот только сдается, что затейники пекутся вовсе не о благоустройстве Александровского парка, а используют его как прикрытие для какой-то грандиозной и весьма опасной аферы.