Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Газопровод споткнулся в трех местах

5 июня 2017 08:49 / Экология

В Австрии опубликовали документы для служебного пользования зампреда правительства РФ Дворковича и министра Донского

Холодное лето 2017-го обещает стать жарким для компании Nord Stream 2. Против проекта нового газопровода одновременно выступили австрийский и российский Гринпис, шведская «Чистая Балтика» и немецкие фермеры. Австрийская нефтяная компания OMV, крупнейшая в Центральной Европе, собирается вложить в Nord Stream 2 950 миллионов евро. Однако местное отделение Гринпис требует, чтобы OMV отказалась от этих планов.

Разрешить всё

Как сообщает представительство австрийского Гринпис, бывший высокопоставленный чиновник Министерства природных ресурсов РФ, пожелавший остаться неизвестным, предоставил им ряд внутренних правительственных документов.

Из них следует, что весной прошлого года сотрудники Nord Stream 2 встречались с министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским. На этой встрече рассматривались два варианта прокладки газопровода в Кингисеппском районе: через мыс Колганпя, затрагивая сухопутный Котельский заказник, либо через Нарвский залив, пересекая прибрежный Кургальский заказник.

Администрации Ленобласти на той встрече было поручено представить в Минприроды РФ материалы по вопросу изменения либо границ, либо режима охраны заказников, чтобы в них можно было протянуть трубу. При этом указывалось, что Минприроды предпочло бы менять режим, а не границы: то есть не вырезать из заказника кусок земли под трубой, а разрешить прокладку газопровода по его территории.

Как ранее писала «Новая», NS-2 пришла к выводу, что оптимальным будет проложить газопровод через Кургальский заказник, хотя ученые и экологи считают, что лучше было бы пустить второй «Северный поток» вдоль первого, по Карельскому перешейку. Но если уж вместо этого забираться в Кингисеппский район, то вести трубу надо через мыс Колганпя и заказник Котельский, где с самого начала было разрешено протягивать линейные объекты, и они там уже есть (трубы, железная дорога). Ущерб для природы будет меньше, чем если вторгнуться в Кургальский, где любое промышленное строительство запрещено.

Следующий документ – это протокол совещания у зампреда правительства Аркадия Дворковича 14 марта 2017 г. В нем седьмым пунктом Дворкович поручает министру Донскому в целях реализации «Северного потока – 2»… подготовить изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»!


То есть из-за одной трубы Дворкович предлагал разрешить строительство во всех российских заказниках.


Может быть, только для магистральных и стратегических проектов, а может быть, и вообще для чего угодно. Видимо, чтобы впредь с этим больше не мучиться.

Укол в репутацию

На совещании у Дворковича присутствовал Сергей Сердюков, технический директор Nord Stream 2 AG, а также сотрудники пяти разных министерств – но из Министерства природных ресурсов не было никого. А значит, некому было разъяснить зампреду правительства, что для одной трубы не стоит менять общероссийский закон. 5 апреля 2017 г. министр Донской написал Дворковичу письмо и попытался его убедить, что менять федеральный закон нет нужды, достаточно изменить режим Кургальского заказника. Согласился ли Дворкович с «щадящим» вариантом Донского (который все равно больно ударит по уникальному заказнику) или настоял на своем и потребовал подготовить катастрофическое изменение федерального закона, пока неизвестно.

Человек, предавший гласности эти документы, прекрасно осведомлен о встречах во власти по поводу строительства. Представителя NS-2 пытались разъяснить чиновникам МПР, что они хотели бы соблюсти некоторые международные стандарты. «Но мы возразили, что […] не хотим создавать прецедент изменения границ охраняемой территории в противоречии с законом. Конечно, NS-2 и людям, стоящим за этой компанией, не понравилась такая позиция. Они хотели бы получить что-то вроде индульгенции, чтобы делать все, что они хотят, и при этом сохранить репутацию», – говорит чиновник.

Представитель австрийского Гринпис Лукас Меус требует, чтобы компания OMV отказалась от участия в строительстве газопровода на основании обнародованных документов: «Было бы более чем безответственно изменять существующие законы об охране окружающей среды или изменять границы ценного природного заказника только для строительства газопровода, – говорит Лукас Меус. – Это может создать опасный прецедент в области защиты окружающей среды».

Йенс Мюллер, менеджер по связям с медиа NS-2, в ответ на запрос «Новой» ответил, что в компании решают, насколько законно давать комментарии по документам, представленные общественности незаконным путем. «Во всех имеющих отношение к проекту странах мы находимся в продолжительном диалоге с профильными министерствами, властями разных уровней и неправительственными организациями в России. Задача нашей компании – предоставить властям все необходимые исследования и технические решения, которые позволят реализовать проект с наименьшим ущербом для окружающей среды. «Норд Стрим 2» не может оказывать влияние на законодательные решения российских властей», – уверены в компании.

Не терпится пострелять

Тем временем у экологов появились все поводы для опасений, что сама по себе труба в Кургальском заказнике – это только первая ласточка. Изменения режима коснутся не только территории, на которую претендует Nord Stream 2.

Например, месяц назад активисты обнаружили в интернете сайт базы отдыха «Застава», который предлагал «рыбалку и охоту в охраняемом заказнике. Сейчас сайт уже закрыт, но активисты успели сделать скриншоты. Они не исключают, что в недрах Комитета по природным ресурсам Ленинградской области уже готовятся документы по изменению режима заказника и одновременно с разрешением для прокладки трубы там могут быть и иные послабления – возможно, с сайтом просто поторопились и потому временно прикрыли.

Расценки на убийство зверей в заказнике // zastava.gikstroy.com

zastava.gikstroy.com

Нашла коса на вилы

1 июня Nord Stream 2 собирался провести в Кингисеппе слушания по отчету Эспо. Это отчет в рамках Конвенции Эспо о трансграничном сотрудничестве, которая требует, чтобы в случае строительства, затрагивающего сразу несколько стран, всеобъемлющая информация о проекте была предоставлена каждой из них. Газовики отправили свой отчет Эспо властям России, Дании, Германии, Латвии, Литвы, Польши, Эстонии, Швеции и Финляндии.

В последний момент слушания в России были перенесены с 1 на 30 июня. Министерство природных ресурсов комментирует: «Решение о переносе связано с необходимостью обеспечения более широкого участия в обсуждении российской общественности, экспертов и неправительственных общественных организаций».


Экологические активисты полагают, что «широкое участие общественности» понадобилось сторонникам строительства газопровода, чтобы справиться с критикой в отношении нордстримовского отчета Эспо.


В частности, российский Гринпис направил министру Донскому свой анализ этого документа, в котором утверждает, что в отчете представлено «неполное и недостоверное описание элементов окружающей среды», что нарушает ст. 4 Конвенции Эспо. То есть фактически речь идет о том, что жизненно важная информация скрывается от заинтересованных стран.

Также Гринпис отмечает, что нордстримовский отчет Эспо «предусматривает нарушение Российской Стороной требований <Рамсарской> Конвенции о водно-болотных угодьях».

Одновременно шведская коалиция «Чистая Балтика», аккредитованный наблюдатель при Хельсинкском комитете, направила в этот самый комитет письмо, в котором рассказывается о противоречии отчета, выполненного NS-2, всем трем конвенциям: Хельсинкской, Рамсарской и Эспо.

А пока общественники пишут письма, двенадцать немецких фермеров выступили против Nord Stream 2, так как трубу планируется проложить по их землям, а предложенную компенсацию они считают недостаточной. Сейчас фермеры выращивают сельскохозяйственные растения, но из-за строительства газопровода статус земель изменится – они превратятся в пастбища.

Nord Stream 2 уже предлагал растениеводам деньги и альтернативные земельные наделы – но те на условия газовиков до сих пор не согласились. Не исключено, что совладать с дюжиной фермеров в Германии будет сложнее, чем с целыми министерствами в РФ.