Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Огонь по ларькам

4 октября 2017 09:30 / Экономика

В ответ на вызовы международного терроризма в Смольном продолжают добивать малый бизнес.

То, что задумывалось как пресс-конференция, больше напоминает собрание подпольной ячейки в революционном Петрограде. 3 октября представители малого бизнеса собрались в агентстве «Росбалт» обсудить новую инициативу Комитета по имущественным отношениям (КИО) – запретить устанавливать торговые палатки, ларьки и павильоны ближе чем в 100 метрах от станций метро.

На встречу звали ответственных за инициативу чиновников, но никто не пришел. Отдуваться пришлось главе Комитета по развитию предпринимательства. Участники периодически срывались на крик, кто-то в шутку грозился вести своих покупателей на Смольный.

27 сентября правительство Петербурга опубликовало проект документа, в котором предлагается «в целях обеспечения требований антитеррористической защищенности станций метрополитена» вдвое увеличить допустимую для розничной торговли зону. Сейчас расстояние от метро для так называемых нестационарных торговых объектов составляет 50 метров: норма, принятая еще во времена губернаторства Валентины Матвиенко. Правда, бизнеса по продаже цветов, периодических печатных изданий и театральных билетов до последнего момента она не касалась. Новый законопроект никаких исключений не делает.


«Уничтожение малого бизнеса стало трендом, – заявила Ирина Иванова, депутат городского парламента. – Комитет, который должен отстаивать наши права, нас преследует!»


Следуя логике КИО, отметила парламентарий, вокруг станций метро нужно запретить и движение автотранспорта, которым в последнее время все чаще пользуются террористы.

Зампред Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Владимир Меньшиков обратил внимание на то, что некоторые станции метро сами по себе являются частью торговых центров и павильонов. Чем они менее опасны?

Вокруг обсуждаемого законопроекта сплошные нестыковки. Во-первых, считают собравшиеся, у него просто нет юридического обоснования: о проверках, которые могли бы быть проведены администрацией города совместно со спецслужбами, ничего не известно. В памяти у петербургских предпринимателей опыт коллег из столицы, которых после известной «ночи длинных ковшей» призвали «не прикрываться бумажками о собственности». К слову, в современной истории еще не было случая, чтобы кто-то воспользовался для закладки бомбы газетным киоском.

Пресс-конференция в агентстве «Росбалт» 3 октября // Фото: Серафим Романов

И еще одна деталь: 17 апреля правительство РФ утвердило комплекс мер по поддержке и развитию негосударственных организаций в сфере книготорговли и распространения печатных СМИ. На этом фоне вишенкой на торте выглядит текст пояснительной записки к готовящемуся законопроекту, где отмечается «невысокая степень» его «социальной значимости».

Тем временем для рынка печатной прессы перспектива уйти от станций метро выглядит действительно катастрофически. Как рассказали «Новой» в Ассоциации издателей и распространителей Северо-Запада, в случае принятия поправки под снос попадет около 200 пунктов продажи газет и журналов, а издатели потеряют возможность распространять более миллиона экземпляров в месяц. Некоторым из них не останется ничего, кроме как закрыться.


Всего, по подсчетам предпринимателей, в случае принятия поправки будет снесено 1300 различных торговых объектов.


Видимость спокойствия сохранял только председатель Комитета по развитию предпринимательства Эльгиз Качаев. «Наш комитет имеет свое мнение, – успокаивает он. – Мы пока не согласовали проект, потому что так и не увидели обоснования. Рассчитываем, что возобладает разумный подход...»

Представители малого бизнеса свой вывод уже сделали: прикрываясь борьбой с терроризмом, комитетчики расчищают «поляну». Только там, где убивается легальная торговля, начинается нелегальная. «Нелегальная торговля – порождение КИО!» – выкрикивают с задних рядов. Публика откликается аплодисментами.