Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дареной «Ласточке» в зубы не смотрят

9 ноября 2017 20:05 / Экономика

РЖД «подарили» пассажирам новый маршрут поездов «Ласточка» Петербург – Белоостров (через Сестрорецк). Граждане настолько счастливы, что 10 ноября выйдут на пикеты.

Подарок оказался простой заменой части обычных электричек на «Ласточки», зато с повышением цены. С 7 ноября «Ласточками» заменены до восьми обычных электричек в день. Цена на маршруте выросла на 11%, скорость движения осталась прежней.

«Ласточки» останавливаются на каждой станции и находятся в пути ровно столько же времени, сколько обычные электрички. В отличие от направления Петербург – Выборг, где скорые поезда идут в полтора раза быстрее обычных, белоостровские «Ласточки» не дублируются традиционными электричками. Общее количество рейсов не изменилось.

Это не помешало АО «СЗППК» проанонсировать нововведение как «дар». «Подобные решения способствуют не только улучшению транспортного обслуживания населения, но и создают комфортные условия для путешествия», – гласит пресс-релиз компании.

В межсезонье, возможно, это и удобство. Но сидячих мест в «Ласточке» меньше, чем в электричке. И летом, когда на сестрорецком направлении начнется аншлаг, стоять придется большему числу пассажиров, нежели раньше.

Первые два дня нововведения показали, что комфорта, возможно, и добавили, но граждане об этом не знали.


Пожилые люди в панике бегали по платформе в поисках открытых дверей. Их не предупредили, что в «Ласточках» двери открываются с помощью нажатия кнопки. Возникли и юридические коллизии.


«При мне студент пытался проехать в «Ласточке» по ранее купленному абонементу, – говорит жительница Сестрорецка Анна Шушпанова. – Он понятия не имел, что на «Ласточку» абонемент не распространяется и ему придется ждать следующей электрички. Спасибо контролеру, что не стала этого студента высаживать, но ведь это нарушение прав потребителя: предложить оплатить услугу вперед, а потом ее отменить.

Большинство пассажиров пользуются сестрорецкой веткой утром и вечером: едут в город и обратно. Но если в 9 утра не поехать в Петербург из Сестрорецка на обычной электричке, то, считай, абонемент пропал и надо или покупать билет на 11-часовую «Ласточку», или ждать два с половиной часа. Пролетели не только абонементы. 7-го и 8-го немало пассажиров прибегали на платформу с обычными билетами в руках, и с удивлением обнаруживали на ней «Ласточку», а внутри – вежливых проводников, которые объясняли, что их билеты здесь недействительны.

Пока «Ласточка» ходит не каждый день, с одной стороны, это внушает им надежду, что «подарок» окажется невостребованным и все вернется на круги своя, с другой – добавляет неразберихи. На сайте РЖД заявлено, что «Ласточка» будет ходить только по вторникам, средам и четвергам, однако «Яндекс» и Tutu.ru сообщают, что как минимум две «Ласточки» ходят по понедельникам.

Не будем спорить, достоинства у «Ласточек» есть. Здесь работает федеральный закон 15-ФЗ о запрете курения. Курить здесь просто негде, а контролировать нарушения есть кому. Туалетов больше, и они, в отличие от обычных электричек, работают. Наконец, здесь продают чай и плюшки. С другой стороны, такой элемент комфорта, как фастфуд, на сестрорецкой ветке не столь важен: весь маршрут занимает чуть более часа. Что до мягких сидений, то пару лет назад все электрички на этом направлении уже заменили на новые составы с комфортными скамьями и туалетами. Поэтому особой необходимости в их замене не было. А вот стоимость билета и неразбериха с расписанием имеет значение: жители Курортного и загородной части Приморского районов привязаны к ежедневным рейсам.

Фото: pikabu.ru

С этой точки зрения насмешкой выглядит фраза на сайте РЖД: «Главная задача АО «СЗППК», как компании-перевозчика, – совершенствовать качество обслуживания пассажиров, и эта цель достигается в том числе благодаря увеличению объемов курсирования современного подвижного состава». Может быть, руководство СЗППК дезинформировали? Ведь количественно «объем курсирования» не увеличился – он остался прежним. Увеличилась лишь цена! А перевозчик между тем спешит порадовать клиентов: прорабатывает вопрос использования составов поездов «Ласточка» на маршруте Санкт-Петербург – Ораниенбаум. Предварительные итоги маркетинговых исследований показывают «значительный интерес со стороны пассажиров».

В итоге 10 ноября в 13 часов счастливые трудящиеся выйдут с одиночными пикетами к дому 3 «П» на Инструментальной улице, где расположен головной офис АО «СЗППК» с требованием вернуть обычные электрички. «Если бы огромные «окна» по полтора-два часа между электричками были убраны за счет добавления «Ласточек», пусть и более дорогих, жители Курортного и Приморского района были бы только рады, – заверяет один из пассажиров Александр Комельков. – Вместо этого РЖД решили заменить последние оставшиеся электрички на более дорогие». Связаться с СЗППК мы не смогли – там в течение двух дней никто не снимал трубку, а пресс-служба Октябрьской железной дороги (которая указана одним из соавторов нововведения) комментировать была не готова.

«То ли возник избыток «Ласточек», то ли перевозчику нужно завуалированно поднять цену, – рассуждает Александр. – Открыто взвинтить тарифы железная дорога не решится, ведь скоро выборы президента».


Как тут не вспомнить новость недельной давности, когда РЖД приостановили продажи билетов в плацкартные вагоны из-за того, что ФАС потребовала снизить цены на 10%.


Могут ли пассажиры заставить монополиста уважать их права? Как ни странно, прецеденты были! Три года назад сортавальский пенсионер Александр Талья с помощью судебного иска и долгой переписки с чиновниками вынудил СЗППК вернуть отмененный дизель Сортавала – Кузнечное. Транспортная прокуратура сочла решение перевозчика об отмене дизеля незаконным, и рейсы восстановили.

«Я отслеживаю все «новинки» железной дороги, – говорит Александр. – И если что-то опасное замечаю, сразу начинаю звонить в колокола. Сражаться с ними трудно, но если ничего не делать, можно просто остаться без доступных поездов. Когда я боролся за возврат дизеля, по Карелии отменили еще семь поездов, и уже окончательно. Несколько поселков остались вообще без железнодорожного сообщения».