Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Безальтернативная птица

22 ноября 2017 10:03 / Общество

Пассажиры сестрорецкого направления пришли к офису РЖД, протестуя против замены части электричек на «Ласточки».

Руководство СЗППК объяснило, почему вынуждено было пойти на такие меры. А через несколько дней объявило о готовности пускать в «Ласточки» по ранее купленным обычным проездным.

К протестующим вышел заместитель генерального директора СЗППК Алексей Васильев. Он объяснил, что компания обязана планово обновлять подвижной состав. Если не начать постепенную замену сейчас, то через 5–6 лет, по его мнению, половина электричек исчезнет из расписания. А сейчас, кроме как на «Ласточки», их заменить не на что. Однако «Ласточки» дороже в эксплуатации, потому стоимость проезда выше на 11%.

Возникает резонный вопрос: а почему вдруг «Ласточки» стали брендом-монополистом? Куда делись остальные поезда? «Нам Васильев сказал, что все заводы по изготовлению электропоездов, кроме двух, закрылись из-за отсутствия госзаказов, – говорит пикетчица Анна Шушпанова. – Так, обанкротился Торжокский вагоностроительный завод. Кроме «Ласточек», можно было бы использовать поезда, выпускаемые на Демиховском машиностроительном заводе. Но, по словам Васильева, они по стоимости примерно такие же, как «Ласточки».

Интересно, что не всегда и не все перевозчики делали свой выбор в пользу «Ласточки». Так, в 2014 г. в Казани компания «Аэроэкспресс», попользовав некоторое время «Ласточку», в итоге предпочла электрички Демиховского завода. По данным РБК, эксплуатировать выпускаемый компанией Siemens состав серии Desiro Rus («Ласточку») оказалось почти в полтора раза дороже. В том же году РЖД усомнились в целесообразности использования «Ласточек» на Сочинском полигоне Краснодарского края. С марта по сентябрь 2014 г. «Ласточки» принесли убытки на 1 млрд рублей (!). В том же году ЗАО «Трансмашхолдинг» заявило о создании конкурента «Ласточки» для другой «дочки» РЖД – Центральной пригородной пассажирской компании. Новая электричка обещала быть на 40% экономичней «Ласточки» и развивать скорость до 160 км/час. Но после того как по лицензии Siemens «Ласточки» стали выпускать на площадке завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, отношение РЖД к ним поменялось. Сейчас в регионах все больше направлений обслуживают именно «Ласточки».

Как сообщили «Новой» в пресс-службе СЗППК, тарифы устанавливает не перевозчик, а исполнительная власть региона (Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995). Из объяснений Васильева пикетчикам выходило, что СЗППК сама мало что решает, над ней стоят Минтранс и власти региона. А вот выкручиваться и добывать деньги на обновление составов приходится самим. И взять их можно только из прибыли. В итоге деньги берут с состоятельных (по сравнению с другими регионами) пассажиров в Петербурге.

Примечательно, что пару лет назад парк электричек на сестрорецком направлении уже обновлялся. Сейчас там ходят электропоезда повышенной комфортности с туалетами, причем по старым ценам. Получается, что именно там проблема обновления подвижного состава стояла не столь остро. «На вопрос, почему нельзя было просто добавить «Ласточки» к прежним поездам и получить больше прибыли, Васильев ответил, что в то время, когда у нас ходит «Ласточка», электрички задействованы на других маршрутах, – поделилась с нами протестующая пассажирка Анна Шушпанова. – Он предложил оформить мои предложения в письменном виде и прислать, но дал понять, что увеличивать количество электропоездов в расписании им не на что».

Анна Шушпанова возле офиса СЗППК

В СЗППК к пикету отнеслись скептически. По словам Васильева, до сих пор они получали только благодарности за обновление состава на «Ласточки». «Этому предшествовал опрос пассажиров с целью определения заинтересованности в замене подвижного состава с учетом повышения цены, – сообщили нам в пресс-службе. – Для максимального охвата аудитории было выбрано несколько способов проведения опроса: личное интервью в пригородных поездах, анкетирование через пригородные кассы, опрос на официальном сайте компании и в официальной группе компании в социальной сети «ВКонтакте». Подавляющее большинство респондентов (81%) отметили, что с запуском «Ласточек» они станут чаще совершать поездки в этих современных поездах либо их предпочтения не изменятся».

«Странно, я езжу два раза в день, но меня ни разу не анкетировали, – говорит Шушпанова. – Видела только сотрудников, которые считали пассажиров».

К слову, пикет как способ узнать мнение пассажиров оказался очень полезен. Если бы не протест, руководство перевозчика знало бы только о 81%-ном одобрении.


Сразу после пикета СЗППК исправила досадную оплошность, допущенную в первые дни реформы. 7–9 ноября контролеры в «Ласточках» отказывались признавать обычные проездные абонементы, требуя их владельцев покупать спецбилеты на «Ласточку».


Получалось очевидное нарушение прав потребителя: отмена уже оплаченной услуги. После пикета пресс-служба СЗППК сообщила «Новой», что абонементные билеты, оформленные до 7 ноября, действительны для проезда в электропоездах «Ласточка» до окончания срока их действия. А 16 ноября на сайтах продажи билетов появилось объявление о новом универсальном проездном, годном и для обычных электричек сестрорецкого направления, и для «Ласточек». Правда, он действует только по будням. На станциях появились объявления: при покупке билета через мобильное приложение – скидка 5%. По мнению пресс-службы, при покупке абонементов можно будет вообще кататься на «Ласточках» дешевле, чем на обычных электричках: «Широкая абонементная линейка позволяет экономить до 20% от стоимости разового проездного билета».

Как минимум один повод для радости введение «Ласточек» все же дает: раз сестрорецкое направление развивают, значит, его пока не закрывают. Несколько лет циркулируют слухи, что движение по ветке хотят свернуть, рельсы разобрать, а землю продать. В пользу слухов говорило и сокращение числа электричек: дескать, число поездов уменьшают, чтобы люди переориентировались на автобусы, а потом объявят, что ветка не пользуется спросом.

После запуска «Ласточек» интервалы между рейсами остались прежними, новых поездов не добавили. Но раз СЗППК ввязалась в дорогую аренду новых «Ласточек», придется окупать затраты и от ветки точно не откажутся.