Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Вау, какой актуальный фильм я сняла!»

27 ноября 2017 09:53 / Культура

Режиссер Катя Федулова – о картине «Вера. Надежда. Любовь», представленной в конкурсе фестиваля документального кино «Артдокфест-2017».

На немецком телеканале ZDF он прошел под названием «Три ангела для России». Три героини режиссера Кати Федуловой видят себя в ролях ангелов-спасителей целой страны. Ольга – молодой курский депутат, воюющий с системой. Наталья – православный борец с абортами. Анастасия – самодеятельный военный корреспондент на юго-востоке Украины. Фильм о сильных женщинах на авансцене российской политики оказался пророческим, что вызвало радость у режиссера и вопросы у журналиста «Новой».

– Фильм «Вера. Надежда. Любовь» вы снимали по заказу немецкого канала ZDF. Вам ставили задачу – разоблачить Россию, защитить ее, показать объективную реальность?

– Задачу я поставила сама – раскрыть через героинь три самых распространенных идеологических явления в современной России: воинствующий ультрапатриотизм, религиозный фундаментализм и демократические течения.

С самого начала у меня в планах были совсем другие героини. Была Данте – девушка, которая сменила пол, так что и я буду говорить о ней в мужском роде. Данте боролся за права человека в разных формах, создал свое движение «Мыслепреступники». Я долго снимала его, но в монтажную версию съемки не вошли. Данте всегда был в окружении людей, и это не позволяло собрать фильм из портретов крупным планом. Мила – верующая из «Божьей воли», соратница Энтео – попала в психушку, а выйдя из нее, перестала участвовать в активных действиях своей группы. Третьей моей героиней должна была стать Мария Катасонова – активистка НОД, ездившая на Донбасс военным корреспондентом. Она участвовала в выборах от партии «Родина» (правда, депутатом так и не стала) и отказалась от съемок – видимо, послушавшись чьего-то совета. Впрочем, к тому времени я нашла курского депутата Ольгу Ли, которая была куда интереснее.

– Видно, что вы симпатизируете Ольге Ли. К двум другим героиням фильма, напротив, есть вопросы. Например, Наталья – борец против абортов – выглядит совсем не искренней, как будто все время работает на камеру.

– Когда делаешь портрет, ты обязан симпатизировать своему герою, даже если не разделяешь его взглядов. Ольга мне наиболее близка, хотя еще до знакомства с ней я читала статьи в «Новой газете» и других изданиях о ее сомнительных связях с ассистентом Константином. Что до неискренности Натальи, то это типичное поведение политика, который проталкивает тему, несмотря ни на что. Наталья использует свою личную драму, свой опыт многодетной матери, абортов, чтобы сделать на этом карьеру. Когда я спрашивала ее, почему женщина должна рожать от преступника, Наталья только улыбалась и уходила от ответа. Именно поэтому в фильме я открываю свою историю изнасилования и аборта не Наталье, а ее соратнице по борьбе с абортами.

Кадр из фильма

– Ваше откровение – пожалуй, самый сильный момент картины. Режиссер оказывается персонажем своего фильма, и ни одна героиня не задевает зрителя так, как вы.

– Когда я пытаюсь раскрыть героя, должна раскрываться и сама. В этом смысл равноправия режиссера и героя. Я пытаюсь быть отстраненной, но личный опыт во мне сидит. Когда я слышала все эти лозунги, просто не могла молчать в ответ, пыталась вразумить Наталью и ее соратниц. Хорошо, что меня в тот и все прочие моменты поддерживали коллеги – оператор Сергей Амирджанов, звукооператор Елена Петросян, ассистент Елена Львова. Они, как семья, всегда были на моей стороне.

– Наталью вразумить получилось?

– За кадром Наталья признавалась, что меня прекрасно понимает. Но тут же объясняла, что нужно сначала добиться внимания общества, а потом разбираться в деталях.


Истинная политика: главное – чтобы о тебе говорили, а потом уже можно смотреть, есть ли смысл в сказанном.


– А насколько искренним был порыв Насти, которая отправилась воевать на Украину? У нее же ребенок, зачем она рискует жизнью, почему уходит от сына?

– Вообще-то у нее сначала отобрали сына, а потом она пошла на войну. Настя рано вышла замуж, сразу после того как стала «Мисс Курск». Родила сына. Брак не сложился, а отец, который не очень занимался ребенком во время совместной жизни, после развода решил его забрать. И сын сказал, что хочет жить с отцом. Курск – город маленький, все на виду, Настю обвиняли в том, что она плохая мать. Она два года не находила себе места и увидела способ снова стать кому-то нужной.

– То есть ею движет не политическая мотивация, а психологический слом?

– С одной стороны, да, но с другой – она истовый патриот. Настя восхваляет Сталина, говорит на камеру, что репрессии были необходимы, что он все делал правильно. Такое может думать только человек, насмотревшийся Первого канала (простите, я не живу в России и не знаю, сколько их у вас вещает). Настя отправляется в Донбасс, где она провела все детство, и воюет за сепаратистов. В фильме она поддерживает свою боевую напарницу, которая говорит: «За родину надо не умереть, за родину надо убить».

– А Ольга – еще один лукавый политик или все же честный борец с коррупцией?

– Ольга – сильная женщина, боец, но в моем фильме видно, что за ее спиной стоит мужчина. Это очень характерно для бывшего СССР: помните украинское движение Femen? Оказалось, что и это феминистическое движение основано тремя мужчинами, которые придумали концепцию, проводили кастинги. Вот и Россией до сих пор управляют мужчины: какой бы самостоятельной и сильной женщина ни была, решения за нее будет принимать кто-то другой. В фильме роль ассистента Ольги Ли Константина осталась под вопросом, но я не могла закрыть глаза на разговоры с курчанами, на то, что говорят таксисты, продавцы в магазинах. Мы жили в огромной пустой гостинице, которой владеет Константин, кроме нас там было занято лишь два номера, там же жила Ольга. Я вообще не понимаю, почему они согласились на непродуманную театральную постановку, ведь скрывать отношения и общих детей – это самая простая причина, по которой перестаешь им верить.

– На наших глазах разворачивается еще одна похожая женская история. Ксения Собчак выдвигается на выборы президента. Как полагаете, она сама принимает решения?

– Когда я увидела эту новость, в первую очередь подумала: «Вау, какой актуальный фильм я сняла!» (Смеется.) В данном случае не важно то, что Собчак женщина. Мы же все равно знаем, что президентом будет Владимир Путин. Здесь вся суть в неуверенности: какой смысл бороться «против всех» в заведомо проигрышной игре? Так же и с Ольгой Ли: реальна, осуществима ли в принципе бескомпромиссная борьба с коррупцией в стране, где коррупция является базисом общества?

– Как ваш фильм восприняли в Германии? И как сами героини отнеслись к картине?

– В Германии многие испугались: молодое поколение, не заставшее Советского Союза, оперирует советской идеологией в ее самых радикальных видах, да еще смешивает ее с религиозным фанатизмом. Мои героини молоды, хорошо одеты, выглядят так, будто живут в берлинском хипстерском районе, а несут такое… В России фильм пока посмотрела только Наталья. И знаете, ей понравилось, и она себе в фильме очень понравилась.

Фестиваль Артдокфест в Петербурге: 6–12 декабря, кинотеатр «Англетер»