Неправильное время для иска
Ректор Горного университета хочет получить за честь и достоинство 65 миллионов рублей.
Последние дни ситуация в газете «Деловой Петербург» напоминала старый анекдот про «пожар в публичном доме во время наводнения». Пока «Новая дозванивалась до редакции, чтобы получить комментарий, как издание будет отбиваться от иска ректора Горного университета Владимира Литвиненко, в «ДП» сменилось руководство.
Владимир Литвиненко подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к «ДП» и антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл». Истец считает, что его оклеветали в расследованиях о том, как недвижимость и земли, принадлежащие Горному университету, со временем переходили частным компаниям, возможно, принадлежащим близкому окружению ректора. Сумма иска – 65 млн рублей, из которых 30 млн Литвиненко требует с «Трансперенси» и остальные – с «ДП» и его журналистов.
В тот же день основатель российского отделения «Трансперенси» Елена Панфилова ехидно написала в Facebook: «Я много чего умею. Тридцать лямов – это около тысячи моих лекций, или тысяча борщ-мастер-классов, или, например, я могу на глазах публики (но по билетам) еще, но один раз, прыгнуть в длину. Это я к тому, что в Команду 29 (юристы, которые будут защищать организацию в суде. – Ред.) я истошно верю, но и в психопатическое судебное чинопочитание – тоже».
...В декабре 2016 года журналисты «Трансперенси Интернешнл» провели расследование об элитном жилом комплексе на Васильевском острове. Материал вышел с заголовком «Миллиардер с горы – Горный университет строил научно-лабораторный комплекс, а получилось элитное жилье». Месяцем раньше «Деловой Петербург» опубликовал материалы Надежды Федоровой и Ирины Панкратовой «Схемы горного короля» о том, как земли и здания стоимостью 7 млрд рублей переходили от Горного университета в собственность людей, близких ректору вуза. По словам авторов материалов, все факты основаны исключительно на официальных документах и данных реестров. Однако, учитывая высокое положение и репутацию ректора Литвиненко (в 1997 году Владимир Путин стал кандидатом экономических наук, защитившись в Горном институте, его научным руководителем был сам ректор, и никто до сих пор не опроверг тот факт, что ректор был и автором диссертации. – Ред.), на беспристрастность судьи Галины Быстровой остается только надеяться.
Руководителя «Команды 29» Ивана Павлова удивляет, что истцу вдруг стал интересен этот иск, хотя именно сейчас у него есть дела поважнее: «На его месте надо бы все эти дела-то прекращать. Он выбран доверенным лицом и сопредседателем предвыборного штаба Путина. Журналистов преследовать в демократической стране считается не комильфо, но у нас это нормально».
Павлов не готов делать прогнозы, потому что «в России то дело неблагодарное»: «Мы будем защищать всех, кто реализовывал свое право на свободу слова». Недавно «Команда 29» выиграла процесс ректора Гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого против журналистов издания «Бумага». «Мы будем настаивать, что здесь была нормальная реализация свободы слова, права на выражение мнения, которые закреплены Конституцией», – говорит Павлов.
Адвокат обращает внимание на беспрецедентные требования истца: «Сумма, безусловно, является чрезмерной для судебной практики по подобного рода спорам. Что касается аппетитов истца – то, наверное, судя по его состоянию, данная сумма кажется ему вполне уместной».
Максим Васюков, на момент разговора с «Новой» еще главный редактор «ДП», сказал, что адвокаты издания на связи с юристами «Команды 29». «Мы абсолютно уверены в своей правоте, и все сведения, которые были опубликованы, подтверждаются документами. Газета много раз предлагала господину Литвиненко высказать свое мнение, мы были бы рады его опубликовать, но он этим не воспользовался. Мы уверены, что не проиграем этот иск».
По словам Васюкова, ни одно судебное заседание по делу еще не состоялось, хотя иск был подан еще в сентябре: «Там мутная история. Изначально иск подавался не к нам, а к какому-то сайту, перепечатавшему наши материалы. Теряюсь в догадках, почему это всплыло именно сейчас».
Действительно, трудно поверить, что Владимир Литвиненко в разгар предвыборной президентской кампании заинтересован в том, чтобы быть участником скандала с антикоррупционной составляющей. Одно дело напугать журналистов бешеными исками, другое – постоянно читать в прессе о том, как проходят заседания и как сторона ответчика озвучивает неприятные цифры.
В ректорате Горного университета приняли запрос «Новой газеты», но, к сожалению, на момент публикации ответа мы не получили.
P. S. Через три часа после того как Васюков дал комментарий по поводу дела Литвиненко, стало известно, что он уходит из «ДП»: в крупнейшем деловом издании Петербурга неожиданно сменилось руководство. Гендиректором стала Наталья Шелудько, которая до этого возглавляла Комитет по печати правительства Ленинградской области, главным редактором – ее бывший заместитель Артемий Смирнов. Максим Васюков, который возглавлял редакцию семь лет, ушел на должность заместителя гендиректора группы РБК. «Я давно вел переговоры с акционерами и руководителями, – сказал он, – которые увенчались успехом незадолго до того, как была закрыта сделка о покупке «ДП». И было делом времени, когда я перейду работать в РБК, чему я очень рад».