Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Россия не доплыла еще до нормального берега, но обязательно доплывет

25 февраля 2018 15:01 / Культура

В прокат вышел фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение». «Новая» поговорила с участниками «Квартета И» Александром Демидовым и Леонидом Барацем об отношениях с блогерами, о человечности и поисках золотой середины.

Леонид Барац: У нас три фильма: один в Москве, другой в Одессе, третий в Питере. Три Пальмиры Российской империи! В этом есть какой-то смысл, потому что в этих городах живет что-то важное.

Александр Демидов: Мы с ребятами снова написали историю четырех друзей, которыми сами и являемся, и за путешествиями, мыслями и разговорами которых, как нам кажется, интересно наблюдать. Темы разнообразны: родители, дети, связь поколений. Все это мы обыгрываем и доносим до зрителя. Где-то играем себя, где-то это симбиоз.

Остановимся на связи поколений. Судя по фильму, для вас это особенно болезненная тема?

Л. Б.: Мне кажется, произошел серьезный разрыв, потому что страна уехала из-под нас и стала другой. И разрыв между нашими родителями и нами ментально значительно меньше, чем между нами и нашими детьми. Раньше были определенные ценности. К этому можно по-разному относиться, но какая-то система координат все же была. И в том числе закладывалась совестливость. Ровно то, что мне говорили мои родители, я произношу на экране: «так нельзя», «вот это нельзя». А сейчас, если посмотреть, почти все добродетели заменены успешностью. Это все достаточно топорно вкладывается в голову и иногда имеет очень дурные последствия.

Будут ли понятны метания взрослеющего на глазах у зрителя 46-летнего человека, будет ли это созвучно и понятно молодежи, завибрирует ли – я не знаю.

Кадр из фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение»

Вы прислушиваетесь к мнению молодых видеоблогеров, которые занимаются кинокритикой? Ведь они выражают не только свое мнение, но и дают понять, чего хочет видеть молодежь в отечественном кино.

– Наш путь лежит в другом русле. Мы всегда делаем то, что нам хочется, иногда с какой-то поправкой, минимальной коррекцией на зрителя. Иногда это попадает, а если мы промахиваемся, то не жалеем об этом. Например, мы сняли «Быстрее, чем кролики», и, несмотря на высокие оценки, провалились в прокате. Потому что народ был не готов себя отождествлять с героями на экране, это довольно сложное кино. Но тем не менее я рад, что мы прошли этот путь.


Мы не будем целиться в аудиторию и прислушиваться к блогерам для того, чтобы скорректировать прицел. У нас это просто не получится. Не потому что это плохо, а потому что это не про нас.


С другим вашим проектом – комедией «Страна чудес» – ситуация противоположная: сборы были достаточно высокие, а отзывы от критиков и зрителей оставляют желать лучшего.

– Уже можно сказать, что это плохое кино. Мы писали сценарий только для одной новеллы из этого фильма, в которой сами снимались. Знаете, как спортсменов обвиняют: «Вы приехали и ни хера не играли!» Они что, хотели проиграть? Мы также надеялись и старались, чтобы все вышло хорошо. Но кино не получилось. Если смотреть новеллу целиком, за нее не стыдно. Но когда ты произносишь «не стыдно», за этим, как правило, стоит противоположное.

В одном из последних интервью вы говорили о неуместности шуток в ситуациях, когда можно задеть, например, чувства вдовы или болеющего ребенка. А патриотические чувства можно задеть? Да так, чтобы это привело к запрету целого фильма? Я говорю об истории с картиной «Смерть Сталина».

– Запрет этого фильма – проявление ущербности и недоверия к своему же народу. То же самое – запрет выставок фотографий. Это в чистом виде ущербность! То есть предполагается, что люди настолько глупы, пошлы и идиоты, что, посмотрев этот фильм, они что-то переоценят, что-то с собой сделают.

21 февраля Мосгорсуд оставил под арестом фигурантов «театрального дела». Как люди театра, следите за происходящим вокруг Кирилла Серебренникова?

Л. Б.: Что тут комментировать… Мы очень переживаем и болеем за него.

А. Д.: Он создал хороший театр, целый центр!

Л. Б.: Из театра, который умирал! Он создал территорию, где всегда было интересно и хорошо. Я по-разному отношусь к его спектаклям, и неглубоко погружен в то, что ему инкриминируют и почему это произошло. Но даже если он что-то сделал, то есть огромное количество народа, которое заслуживает наказания или обвинения значительно больше, чем он. Соответственно, это закон в руках власти. Ты готов закрыть глаза на воровство большого количества людей, но вот этому человеку соринку в его глазу не простишь.

А. Д.: Публичная порка какая-то! Ну чтобы никому неповадно.

Л. Б.: Эта машина запущена, она работает, и ей нужно подкидывать в топку какие-то жертвы. Я очень не люблю людей, которые говорят: «Путин – это Сталин! Уже пришли эти времена!» Слава богу, не пришли. Этих времен нет и не будет. Страна прошла довольно серьезный путь, домашний арест – это уже не Колыма и не ГУЛАГ. Конечно, Россия не доплыла еще до нормального берега, но я уверен, что доплывет.

На премьере фильма в Санкт-Петербурге // Фото: Кинокомпания «СТВ»

Режиссер Сарик Андреасян снял фильм «Что творят мужчины!», а Карен Оганесян – «О чем молчат девушки». Подражание – залог успешноcти?

А. Д.: Это полное паразитирование! (Улыбается.) А еще ежегодно проходит отвратительная сборная солянка под названием «О чем поют мужчины», где выступают разного рода певцы. И шрифт там совершенно снят с нашего.

Л. Б.: Люди не очень трудятся выдумать какую-то свою идею, суть. Они думают: «Ну и что, что ты взял у кого-то и сделал что-то похожее!» Это такое продюсерское кино: ты видишь интересные примеры зарабатывания денег, и тебя вообще не посещает мысль, что нельзя так просто это взять и, каким-то образом обработав, применить.

Рейтинг ожидания фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение» на сайте «Кинопоиск» – 95%. Зачем, по-вашему, нужно идти его смотреть?

– Есть ощущение, что они выйдут из зала с теплотой в душе. Сейчас присутствует дефицит на нормальное человеческое общение, много патриотизма, жесткости. В третьем фильме новыми станут разговоры о своем месте в жизни, о страхе смерти и понимании, что нужно немедленно быть счастливым. «Продолжение» – более светлый и лиричный фильм, чем первые два. Мы в принципе в своих работах не говорим о чем-то великом или гадком. Просто о человеческом. Вспоминая слова одного питерского писателя: только пошляки боятся середины; в ней все самое интересное и происходит.

Виктория ГРУШЕВСКАЯ