Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Постучим по дереву

16 марта 2018 09:40 / Общество

В судьбах самого хрупкого пласта наследия наметились перемены.

Дача Важеевской идет на поправку, созданная под маркой спасения исторических дач компания «Авенариум+» переключается на новое строительство, а Духовской храм в Комарово воссоздадут из «негорючих материалов».

Переписка во спасение Дачи Важеевской (Сестрорецк, ул. Андреева, 12), загнивающей из-за зияющей в крыше дыры, тянулась несколько лет. Чиновники пеняли друг на друга, пользователю – школе-интернату Курортного района «Олимпийский резерв» – слали грозные предписания и выписывали один штраф за другим, не особо заботясь, откуда бюджетному учреждению взять денег на ремонт.

В конце января отчаявшиеся градозащитники обратились напрямую к губернатору во время его встречи с группой Сокурова с предложением: если Смольный ничего не может, давайте мы сами деньги в шапку соберем и хоть временное укрытие сделаем, только допуск на объект обеспечьте. Георгий Сергеевич возмутился и выговорил подчиненным: «Простая вещь: дыру заделать в крыше! Даю вам две недели».

Слова губернатора не разошлись с делом. К исходу февраля, когда градозащитники наведались на объект, работы по ремонту кровли шли полным ходом – на поврежденном участке уже была установлена обрешетка из бруса.

Оперативно провели и тендер на проектирование для проведения работ по сохранению дачи Важеевской: 12 февраля объявили, а 22-го уже определили исполнителя. Им стало ООО АСУ, цена контракта – 515 330 руб., срок исполнения – до 1 августа с. г. Речь пока идет о первоочередных противоаварийных работах: расчистка конструкций от загрязнений и биопоражений, частичная разборка поврежденных пожаром венцов сруба с последующей заменой и протезированием, обработка конструкций огне- и биозащитным составом, разборка поврежденных участков стропильной системы крыши, устройство временных конструкций крыши и кровли (в местах ее полного отсутствия), ремонт кровельного металлического открытия с устройством водоотводящих желобов и труб, вентиляционных каналов и дымовых труб, по внутренним помещениям – расчистка от мусора, усиление отдельных участков перекрытий с устройством временных поддерживающих конструкций.

Любопытно, что в материалах тендерной документации в графе о функциональном использовании памятника значится: «под объекты здравоохранения». Хотя заказчиком выступает «Олимпийский резерв», а согласно выполненной «Авенариумом+» концепции создания общественных пространств на базе исторических деревянных зданий Сестрорецка даче Важеевской предписано стать «Избой непотерянного просто так времени».

«Авенариум» меняет ориентацию

Впрочем, перелицованный из компании по управлению городскими банями «Авенариум+», похоже, скорее мертв, чем жив. Раздел новостей на его сетевой страничке пополняется лишь сообщениями из разряда «наступила весна» и «пошла корюшка».

Если же судить по заявке, поданной «Авенариумом» к слушаниям по проекту ПЗЗ, теперь его интерес сосредоточен на строительстве четырех отелей (Зеленогорск – Приморское шоссе, 563, лит. А, Сестрорецк – Тарховский пр., д. 2/3, лит. А, наб. р. Сестры, 43 и 45), кафе на месте утраченной дачи Цвета (наб. р. Сестры, 51 а), многоуровневого паркинга восточнее пересечения ул. Коммунаров с Малой Канонерской и театральной студии южнее дома 10 по ул. Коммунаров в Сестрорецке.

По этим адресам компания просит установить общественно-деловую зону ТД1-2.

Свои коррективы в планы «Авенариума» внесло и УФАС. Они касаются строительства так называемого детского оздоровительного центра – с гостиницей, рестораном, барами и спа-центром, – на участке с историческими дачами Кана и Витцеля (Сестрорецк, Парковая ул., 14). Смольный намеревался передать эти памятники «Авенариуму» безвозмездно – как «государственную преференцию в целях охраны здоровья граждан», за согласием на эту операцию КИО обратился в УФАС. Но там ответили отказом, рассудив, что такая передача «не соответствует цели предоставления государственной преференции и приведет к недопущению конкуренции за право владения/пользования указанным государственным имуществом, а также в связи с неподтверждением КИО соответствия фактического использования помещений под уставные цели организации».

Приход засекретил проект

Тем временем накаляются страсти вокруг проекта воссоздания в Комарово храма Сошествия Святого Духа. За возрождение этой деревянной церкви, сгоревшей в 1917 г., давно ратовали и краеведы, и градозащитники, и местные жители. Но после того как общими усилиями удалось добиться положительного решения, приход в буквальном смысле отгородился забором (наехав на детскую площадку) и не желает обнародовать детали актуального проекта. «Новая» рассказывала о первом проекте, безвозмездно выполненном Рафаэлем Даяновым, который провел огромную работу в архивах финского Миккели, где обнаружил уникальные документы, позволяющие воссоздать храм с исторической достоверностью. Но приход от дальнейшего сотрудничества с ним отказался – настоятель Григорий Томилов счел Даянова «менее талантливым», чем архитектор Андрей Анисимов, который-де готов по-быстрому сделать все под ключ и «решить вопросы» с согласованиями. Первый вариант мастерской Анисимова не имел ничего общего с историческим храмом, что вызвало бурное общественное возмущение. После чего, судя по согласованному теперь КГИОП эскизному проекту, взяли за основу наработки Даянова. Но о том, насколько он соответствует утвержденному итоговому проекту, как будет выглядеть воссозданная церковь, получить информацию нет никакой возможности. А разрешение на строительство уже выдано.

Определен и подрядчик – компания «Паллада», не имеющая опыта воссоздания деревянных памятников, а специализирующаяся на керамическом декоре.

По словам архитектора Людмилы Ефремовой, ей как специалисту и комаровскому жителю хотелось удостовериться в наличии необходимых согласований и в том, что утвержденная проектная документация соответствует эскизному проекту. Но в приходе ответили: не покажем. По просьбе муниципального депутата диакон прихода Александр Энис соблаговолил представить пару эскизных картинок, разрешив выложить их в профильном фейсбучном сообществе. Там же приписав, что готов ответить на все вопросы. Но как только они стали касаться конкретных проектных решений и согласований, осадил: «Никакую рабочую документацию в инет выкладывать не буду. Дергать застройщика или архитектора смысла нет, без согласия прихода они ничего не предоставят». По мнению господина Эниса, порукой тому, что все делается как надо, является благословление митрополита, которое стоит на первом из предъявленных листов.

При этом на сайте прихода имеется сообщение о том, что «7 июля 2012 г. архимандрит Викентий (Кузьмин) благословил и подписал эскизный проект Рафаила Даянова».

Не видя особого смысла вдаваться в тонкости сроков годности и приоритетах благословений, «Новая» обратилась с запросом в КГИОП. Нам разъяснили, что поскольку исторический храм полностью утрачен и теперь речь идет о создании нового объекта, проведение историко-культурной экспертизы проекта не требуется. Не предоставляется в комитет и рабочая документация, он рассмотрел и согласовал лишь эскизный проект, удовлетворившись представлением иконографических материалов по обоснованию высотных параметров (26,10 м). Комитет также подтвердил, что воссоздавать храм в дереве не будут (на чем настаивал и приход, ратовавший за что-нибудь «понадежнее»): «Наружные стены храма предлагается выполнить из легких энергосберегающих негорючих материалов с последующей отделкой деревом, отделка цокольной части – натуральный камень».

Договор о предоставлении приходу участка заключен на десять лет. На вопрос жительницы Аси Власовой, означает ли это, что нам теперь десять лет жить с забором из профнастила вплотную к детской площадке, господин Энис ответил: «Все зависит от финансирования». Неплохой стимул для недовольных таким соседством самим скинуться – для ускорения процесса. А вот надеяться на прозрачность, как это было при сооружении Духовской церкви в начале ХХ века, когда и проект обсуждался со всеми местными обитателями, и деньги из церковной кружки ссыпались под опись в присутствии граждан, и отчет предоставлялся за каждую потраченную копейку, не приходится.