Мы не предусмотрели такой наглости!
Четыре года длится расследование уголовного дела о мошенничестве в отношении строительной фирмы ООО «Народный дом». Руководство фирмы ни от кого не прячется, но в деле до сих пор не появилось обвиняемого, не говоря уж о передаче в суд.
По мнению прокуратуры Петербурга, «неустановленное лицо из числа руководства ООО «Народный дом» в период с 2011 до 2015 г., действуя путем обмана, заключая с гражданами фиктивные договоры и обязуясь обеспечить гражданам покупку земельных участков в Ленинградской области, а также проведение на участки коммуникаций и изготовление домокомплектов, систематически совершало хищение принадлежавших гражданам средств в общей сумме не менее 11 337 000 рублей» (из ответа на запрос депутата Законодательного собрания СПб Юрия Бочкова в феврале 2018 года).
Если перевести с казенного языка на русский, то произошло следующее. Строительная компания ООО «Народный дом» торговала домами и участками в нескольких коттеджных поселках – в Гатчинском, Тосненском, Кировском и Всеволожском районах. Однако не смогла исполнить все свои обязательства. Как минимум трое граждан не получили земельные участки, четверым, как они утверждают, не подвели коммуникации, одному не построили дом. В суды Петербурга было подано 15 подобных исков к «Народному дому». Часть пострадавших обратились в полицию. В конце 2014 года УМВД Московского района СПб возбудило уголовное дело по статье 159 ч. 4 (мошенничество в особо крупном размере).
Правда, дело было возбуждено в отношении «неустановленного лица из руководства компании», хотя замдиректора «Народного дома» Владимир Шмулевич не отрицал, что именно он получал от пострадавших деньги. В фирме существует еще и генеральный директор – Сергей Гайсин, однако его функция сводилась в основном к подписанию документов. Важно отметить, что в 2012 году компания перерегистрировалась, в результате чего появилось новое юрлицо с тем же названием и Владимиром Шмулевичем в роли сначала генерального директора, а потом заместителя.
Часть пострадавших отдавали свои деньги в первый «Народный дом», часть – уже во второй. Впрочем, все они уверены, что в обоих случаях имели дело с одними и теми же людьми. Учредителем второго «Народного дома» стал сын Шмулевича Руслан, которому в 2012 году было двадцать лет. Договора купли-продажи участков заключались с ним. Однако следователи УМВД не смогли установить причастность Шмулевичей и Гайсина до сих пор. Владимир Шмулевич проходит в качестве свидетеля.
За четыре года следствие неоднократно приостанавливалось, но по требованию прокуратуры возобновлялось. За это время двое пострадавших скончались.
В ознакомлении с материалами дела заявителям упорно отказывают, хотя это помогло бы им отсудить деньги в гражданском процессе. Причина приостановок дела – «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».
Замначальника СУ УМВД России по Московскому району подполковник И. В. Шиховцов недавно сообщил пострадавшим, что «умысел на совершение хищения денежных средств не доказан» и поэтому возможности привлечь Шмулевича в качестве обвиняемого нет. Вдобавок ко всему в полиции «потеряли» часть заявлений от пострадавших. Так, в ответ на очередную жалобу полковник Шиховцов пишет, что трое из группы пострадавших – Лариса Лугина, Максим Волошин и Андрей Гореликов якобы вообще не обращались в полицию. Хотя у них есть не только копии обращения, но даже ответ от 2017 года, где сообщается, что по их заявлению проводится проверка.
«Анализируя материалы уголовного дела, прихожу к выводу о том, что руководство ООО «Народный дом» предпринимало ряд действий, направленных на предоставление гражданам земельных участков и проведение к участкам наружных коммуникаций, однако эти действия не привели к желаемому результату», – пишет замначальника следственного управления. Иными словами – старался исправиться, и если это не получилось – то не его в том вина. «Поняв, что «Народный дом» не может выполнить свои обязательства, его руководство стало возвращать гражданам полученные от них денежные средства», – продолжает подполковник. Это правда. Трое потерпевших – супруги Юрий и Алла Крохины и Владимир Уткин – действительно сумели частично (!) получить деньги за непредоставленные земельные участки. Крохины ради покупки дома продали питерскую квартиру, три года жили в однушке вместе с 80-летней бабушкой и ребенком, пока Юрий, бывший оперативник, отлавливал руководство «Народного дома». Лишь получив деньги, они наконец купили участок в другом месте и переехали в недостроенный дом.
Вдова еще одного покупателя получила деньги с помощью гражданского иска к «Народному дому» уже после смерти мужа (добровольно компания их не отдавала). Еще один клиент «Народного дома», ныне покойный, по словам Шиховцова, перед смертью также успел получить свои деньги. Наконец, сам Владимир Шмулевич прислал «Новой» расписки еще одной клиентки, с которой также рассчитались после решения суда. При этом по крайней мере с пятерыми – Романом Васильевым, Игорем Миловидовым, Ларисой Лугиной, Максимом Волошиным и Андреем Гореликом – тяжба продолжается. Пострадавшие – не сообщающиеся сосуды, и поступление денег в один из них никак не утешит другие.
Добавим, что хоть со скрипом, но платил «Народный дом» только до 2015 года (имеющиеся в редакции расписки датированы концом 2014-го), когда в деле сменился следователь. После этого расследование встало. На коллективную жалобу пострадавших, в которой они обвиняют полицию в затягивании расследования, подполковник Шиховцов ответил, что «оснований полагать, что следователь прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела, не имеется». Сейчас никакой информации от следователя заявителям не поступает, а жалобы со всех уровней спускаются все в то же УМВД Московского района.
Для Миловидова, Лугиной, Волошина и Гореликова уголовный суд – последняя возможность компенсировать потери, потому что они пропустили сроки давности для гражданского иска. Теперь их шанс – стать гражданскими истцами в уголовном процессе. А Роман Васильев, которого признали потерпевшим в июне прошлого года, тогда же был опрошен следователем в первый и последний раз.
«Новой» замдиректора «Народного дома» Владимир Шмулевич заявил, что на самом деле все обязательства перед заявителями давно выполнены, исключая разве что одного – Васильева.
Шмулевич категорически отрицает, что кому-то что-то должен за коммуникации. «Вы представляете, что значит в чистое поле протянуть газ и построить электроподстанцию? Мы все сделали, поставили столбы и у каждого дома есть газораспределительное оборудование. Мы к участкам обещали провести газ и электричество еще в 2012 году. Но у нас же законы меняются постоянно. Для фирмы стали теперь одни тарифы подключения, а для частников – другие. Когда мы подводили электроэнергию и газ, технические условия (ТУ) были выписаны на «Народный дом». После оформления участка собственник имеет право переписать ТУ на себя. Мы свои обязательства выполнили, подстанцию построили, столбы поставили, а эти шустрики, их кто-то надоумил, заплатили в Ленэнерго 500 рублей и говорят, что это их так дешево Ленэнерго электричеством обеспечило. Так если б не было подстанции и столбов, их заявку бы там не рассматривали! А теперь они хотят, чтобы я вернул им деньги. Но эта подстанция с неба не свалилась. Мы не предусмотрели такой наглости!»
На вопрос, почему, если все обязательства выполнены, уголовное дело не закрывают, Владимир Шмулевич предположил: «А вдруг еще какой-то заявитель появится?» По его мнению, большинство жалоб в адрес «Народного дома» связаны с человеческой жадностью. «Мы кому-то пошли навстречу, выплатили деньги, и пошла молва, что с «Народного дома» можно снять все».
Но если с «жадинами» следствие не закончено и трактовать требования истцов можно по разному, то в истории с Романом Васильевым суд еще в декабре 2017 года поставил точку и обязал «Народный дом» удовлетворить все требования потерпевшего. Шмулевич не отрицает, что получил исполнительный лист «кажется, в январе». Но с тех пор он, по словам Васильева, стал практически неуловим. Только после того как «Новая» обратилась за комментариями к Владимиру Львовичу, дело сдвинулось с мертвой точки. Еще на прошлой неделе Шмулевич заявил корреспонденту нашего издания, что получил от Романова текст мирового соглашения, которое они дружно подпишут в понедельник «или, может быть, во вторник». Однако время шло, подписание постоянно переносилось по просьбам Шмулевича. На момент подписания номера Васильев не получил не копейки.
Сложности исполнения своих обязательств замдиректора «Народного дома» объясняет разными причинами. Во-первых, «приставы арестовали все имущество фирмы – это несоразмерность действий приставов. Этим исполнительным листом была парализована работа фирмы». (Стоит отметить, что на сайте Службы судебных приставов в открытом доступе находится информация об исполнительных производствах в отношении Владимира и Руслана Шмулевичей. Отец и сын лично, помимо юрлиц, должны истцам суммарно более 18 миллионов рублей. – Ред.)
А во-вторых, по мнению Владимира Шмулевича, «все моменты недопонимания между некоторыми клиентами и руководством произошли по вине недобросовестных чиновников, которые, затягивая сроки согласования, создали конфликтную ситуацию, фактически разжигали социальную рознь между клиентами и предпринимателем». Впрочем, называть конкретные имена чиновников он не стал.