Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Спикеру не дали пожить в курятничке

22 июня 2018 00:04 / Общество

Глава петербургского парламента Вячеслав Макаров объявил, что за 15 секунд отказался от дач-курятничков, которые снимал по соседству с инвалидами и многодетными семьями.

В таких условиях, сказал Вячеслав Серафимович, жить невозможно. Окончательно он понял это после публикации «Новой». А до того глава законодательной власти города планировал ждать, пока городское законодательство изменится само.

На прошлой неделе «Новая» рассказала об удивительном арендаторе домиков государственного дачного фонда в поселке Солнечном Курортного района. Близ Финского залива, где под Петербургом самая дорогая земля. Там еще сохранились старенькие неказистые хибары. Распоряжается ими и обслуживает их Санкт-Петербургское ГУП дачного обслуживания «Пригородное». По закону «не менее 50% объектов фонда предоставляются гражданам льготных категорий» – инвалидам, героям, многодетным семьям, малоимущим, матерям-одиночкам и пр. Остальные помещения могут арендовать «граждане и организации по договорным ценам». А закон не запрещает человеку арендовать много дач.

«Новая» обнаружила, что сразу три таких домика, расположенных на одном земельном участке, оказались в аренде у главы Законодательного собрания Петербурга Вячеслава Макарова. Формально закон не нарушен, спикер указывал эти дачи в декларации о доходах и имуществе. Он не многодетная мать и человек вполне трудоспособный, поэтому арендует их не как льготник, а «по договорным ценам».

В среду, 20 июня, после очередного заседания в петербургском парламенте, выйдя к журналистам, Вячеслав Макаров был вынужден отвечать на вопросы о дачах. И сразу сообщил: больше он их не арендует.


«Как только я узнал, что напечатали, я мгновенно, за 15 секунд, написал и отказался от этого головняка, – объявил спикер. – Если вы посмотрите на эти курятнички, вы увидите, что их никто не арендует, потому что жить там невозможно. Я мало знаю людей, которые, как я, по коммерческим ценам арендовали бы эти домики. Вы эти домики-то видели? Там нет ни горячей, ни холодной воды, они по колено находятся в болоте».


Возник резонный вопрос: зачем вообще глава городского парламента на десять лет снял такие ужасные, по его словам, дачи? «Новая» выдвигала несколько версий, все они сводились к тому, что со временем «курятнички по колено в болоте» должны исчезнуть, а земельный участок в престижном месте – аккуратно перейти из городской собственности в частную. Согласно закону «О государственном дачном обслуживании» реестр объектов фонда госдач должен ежегодно обновляться. В определенный момент по какой-то причине из него могли выбыть и три маленьких «курятничка». Они уже обнесены высоким забором, за которым видны следы переустройства.

К сожалению, сам Вячеслав Макаров не захотел подробнее рассказать «Новой», зачем он арендовал госдачи в Солнечном и почему от них отказался. Вместо него объяснения дала его пресс-секретарь Елена Тимошенко. По ее словам, поразительным открытием для Вячеслава Серафимовича и камнем преткновения стала как раз невозможность сделать домики пригодными для жизни. Глава законодательной власти города вдруг обнаружил, с какими трудностями может столкнуться вверенное ему население.

Так выглядит государственное социальное жилье, с которым не смог справиться даже спикер парламента // Фото: Елена Лукьянова

«Вячеслав Серафимович думал, что отремонтирует эти дома и сможет там жить, – поделилась с «Новой» Елена Тимошенко. – Но оказалось, что жить там невозможно. Дачные помещения в плохом состоянии, без водопровода и прочих современных удобств. Участки сильно заболочены. Требовалось вложение средств в дренаж, инженерные сети и реконструкцию объектов. Изначально предполагалось, что эти затраты будут учтены при оплате аренды. Но оказалось, что после реконструкции стоимость аренды возрастет в разы. Вячеслав Серафимович узнал об этом уже тогда, когда заключил договор и заплатил за десять лет вперед. То есть законодательство регламентирует эту тему так, что человеку, арендовавшему дачи по коммерческой цене, невыгодно вкладывать в них деньги. Поэтому Вячеслав Серафимович считает, что с этим нужно что-то делать».

Пресс-секретарь добавила, что «повышенное внимание к этому вопросу» вызвало у нее недоумение.

«Арендованные помещения были указаны в декларации Вячеслава Серафимовича все три последних года, – сказала она. – Это не было закрытой информацией. До недавнего времени она никому не была интересна, и вдруг такой ажиотаж».

Отметим в скобках, что Вячеслав Макаров хоть и указывал в декларации, что имеет в пользовании три «дачных помещения», но не уточнял, что речь идет о госдачах в элитном Курортном районе.

Несправедливость, обнаруженная спикером, не могла его не потрясти. Получается, что город, во-первых, сдает малоимущим гражданам под дачи ужасные «курятнички», а во-вторых, фактически запрещает как-то их улучшать. Хотя закон «О государственном дачном обслуживании» требует, чтобы дома были пригодны для проживания, соответствовали санитарным нормам, имели исправные коммуникации, были обеспечены всей инфраструктурой. И обязывает город выделять из бюджета средства, «необходимые для реализации программ социально-экономического развития фонда». Иначе говоря, вкладывать деньги в «курятнички».

Глава Управления садоводства и огородничества Андрей Лях не захотел ни объяснить «Новой», как происходит процесс улучшения, ни ответить на другие вопросы, он только сказал, что спикер парламента арендовал дачи законно, и бросил трубку.


Что же сделал сам глава законодательной власти Петербурга, узнав о безобразном состоянии городской собственности и о вопиющей несправедливости в законе? Его пресс-секретарь справедливо заметила, что арендовал он домики три года назад, в 2015-м. То есть у него было три года на осознание проблемы и ее решение. «Я ждал, когда изменится законодательство», – сообщил он журналистам на брифинге.


Полное название документа, регулирующего выделение дач, – Закон Санкт-Петербурга «О государственном дачном обслуживании граждан льготных категорий». То есть речь идет не о федеральном законодательстве, которое петербургскому парламенту не по зубам.

«Это закон Санкт-Петербурга, и речь в нем идет о городской собственности, – подтвердила в разговоре с «Новой» бывший депутат петербургского парламента и один из авторов упомянутого документа Наталия Евдокимова. – Цены и условия аренды формирует город, никто другой этого делать не может. Законодательное собрание могло бы внести изменения в закон, тогда были бы изменены и связанные с ним постановления правительства, и другие исполнительные акты».

Собственно, Законодательное собрание не раз и вносило поправки в документ, последние – в 2014 году, когда Вячеслав Макаров уже возглавлял ЗакС. Видимо, спикер не очень интересовался содержанием закона, пока сам не столкнулся с его несовершенством. Почему он «ждал, когда изменится законодательство» само, а не захотел инициировать такие изменения – вопрос, на который мы ответа не знаем, потому что беседовать с «Новой» спикер петербургского парламента не захотел.

Один из участков, взятых в аренду Вячеславом Макаровым // Фото: Елена Лукьянова


P. S. По состоянию на вечер 21 июня, то есть через неделю после статьи «Новой», якобы побудившей Вячеслава Макарова моментально отказаться от «курятничков», он, по данным Росреестра, по-прежнему числился их арендатором (хотя, согласно официальной информации на сайте ведомства, изменения в реестр вносятся не позже чем через пять рабочих дней со дня приема заявления и документов. – Ред.). Веря в то, что спикер – настоящий хозяин своего слова, мы предполагаем, что он просто отправил отказ «Почтой России»…