Табло на оба ваши дома
Комитет по печати предлагает покончить с запретом на размещение электронных дисплеев на фасадах зданий. Пока речь о брандмауэрах.
Вождь племени сиу Железный Ястреб говорил: «Великий Дух дал белым силу читать и писать. Нам он дал силу говорить руками и посылать информацию на дальние расстояния при помощи зеркал, одеял и скакунов, горящими стрелами и дымом костра, подражая голосам животных и птиц».
Сила главы Комитета по печати Сергея Серезлеева – в электронных табло. Они нужны ему для «информирования граждан и гостей города о проведении основных праздничных мероприятий», а также «для трансляции социальных роликов». Во всяком случае так утверждается в подписанной Сергеем Григорьевичем пояснительной записке к подготовленному его комитетом проекту постановления «О внесении изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40».
Постановление должно было упорядочить размещение наружной рекламы. Но логика согласований посыпалась еще при губернаторе Матвиенко, когда КГА и КГИОП оттерли на обочину, а функция «единого окна» досталась компечати. С приходом Георгия Полтавченко и назначением главой охранного ведомства генерала Александра Макарова КГИОП взялся отвоевывать утраченные позиции. Он настаивал на полном запрете рекламных конструкций на зданиях-памятниках и обязательном их согласовании с КГИОП при размещении в охранных зонах. Чему сопротивлялся компечати, стремившийся максимально заработать на эксплуатации исторических стен и видов. Летом 2013-го губернатор заявил: «Крупногабаритная реклама должна находиться за пределами исторического центра». Тотального запрета не случилось, но все же постановление № 40 с включенным в него «Эстетическим регламентом» упорядочило процесс и исключило развешивание рекламных конструкций на фасадах зданий.
Нынешняя инициатива компечати может обнулить успехи охранного ведомства, достигнутые в том числе в давнишнем споре о медиафасадах (электронных табло).
Действующие требования Сергей Серезлеев оценивает как «необоснованно жесткие» и предлагает разрешить установку дисплеев на брандмауэрах, напирая на особую социальную значимость медиафасадов и необходимость «найти баланс между городом и бизнесом».
Петербургский рынок медиафасадов давно и прочно сосредоточен в руках ГК All Media, контролируемой Дмитрием Столовым. Ее «дочкам» и прочим родственным структурам («Северная столица», «Метроном», «Проспект», «Третий глаз» и др.) неизменно везет на торгах.
Стараниями Сергея Серезлеева в преддверии подготовки к прошлогодним торгам на право размещения наружной рекламы было принято постановление городского правительства № 384. С вступлением в силу этого документа максимально допустимая площадь медиафасада возросла с 60 до 75 кв. м.
Поперек закона
Медиафасады опекаются Комитетом по печати давно – так было при Александре Лобкове, ту же линию занял и Серезлеев.
Например, прокуратура города весной 2014-го установила, что компечати незаконно, без согласования КГА и КГИОП, выдал «Северной столице» разрешение на размещение трех дисплеев на фасадах исторических зданий, находящихся в частной собственности. И направила соответствующее представление на имя вице-губернатора Василия Кичеджи, которому предлагалось в месячный срок устранить нарушения и наказать виновных.
Однако в ответе, подготовленном компечати для вице-губернатора, вывод прокуратуры о незаконности конструкций оценили как «необоснованный», поскольку-де нормативные акты, требующие согласования наружной рекламы с КГА и КГИОП, не содержат запрета Комитету по печати самостоятельно принимать такие решения. А отказы в согласовании КГА и КГИОП назвали «немотивированными» – поскольку, мол, два из трех зданий, на которые навесили дисплеи, вовсе не памятники. Хотя городской закон 820-р защищает от крупногабаритной рекламы не только сами объекты культурного наследия, но и охраняемые панорамы, и в целом сложившуюся среду исторического центра.
Набережная Робеспьера, 34 // Фото: рекламное агентство «Северная столица»
Забиванию Петербурга дисплеями не мешал даже объявленный на согласование новых рекламоносителей мораторий (по причине невозможности проведения торгов в отсутствие утвержденной адресной программы).
Не принимались во внимание и массовые жалобы водителей – им мешало слишком яркое свечение экранов. Особенно много нареканий вызывал, в частности, медиафасад неподалеку от БКЗ «Октябрьский», не один год эксплуатируемый «Северной столицей» уже после истечения срока действия выданного разрешения.
Игнорировалось мнение экспертов в области охраны наследия, возмущенных громоздкими дисплеями, установленными ООО «Третий глаз» на исторических зданиях по Невскому и Лиговскому пр., на площадях Восстания, Сенной, Владимирской.
Эти дисплеи установили еще в 2003 году якобы для того, чтобы доносить до горожан сведения о праздничных мероприятиях к 300-летию Петербурга. Разрешение было выдано на десять лет, а демонтировать большую часть удалось и того позже: так, гигантский «телевизор на ножке», заслонявший виды на исторические здания, убрали с Владимирской площади только в апреле 2014-го, до осени того же года продолжал сверкать дисплей у д.13–15 на Лиговском пр., до лета 2017-го продержались экраны на Московском проспекте у пересечения с Обводным и на Технологической пл.
Глава компечати сквозь пальцы смотрел на давно просроченные разрешения, ссылаясь на то, что у его ведомства хватает забот с демонтажом незаконных конструкций в историческом центре, а эти собственник вот-вот разберет самостоятельно.
Нынешние хлопоты о легализации медиафасадов на брандмауэрах зданий выгодны монополисту в сфере электронных дисплеев – ни о каком заявленном «балансе интересов» говорить не приходится.
Инициатива компечати не считается ни с интересами сохранения петербургской идентичности и самих исторических зданий, ни с законными интересами собственников недвижимости. Дисплей весит до семи тонн, что при печальном состоянии наших домов способно стать роковой нагрузкой.
Кроме того, согласно действующему законодательству, размещение чего-либо на фасадах или крышах зданий возможно только при коллективном согласии владельцев недвижимости (в случае с жилыми домами – собственников квартир). Помимо прочего, медиафасад является мощным электроприбором со значительным электромагнитным полем. Вопрос безопасности такого соседства для людей остается до конца не исследованным.
Два комитета – два мнения
«Новая» обратилась с запросами в три профильных ведомства – компечати, КГА и КГИОП. Мы просили разъяснить позицию ведомств по предложенным Сергеем Серезлеевым поправкам к постановлению, а также спрашивали, что собираются предпринять для привлечения к ответственности собственника и демонтажа незаконных рекламных конструкций. Прилагали перечень конкретных адресов, по которым срок действия выданных разрешений давно истек. И напоминали, что ранее и КГА, и КГИОП неоднократно публично указывали на незаконный характер крупногабаритной рекламы в центре, оспаривая правомерность выдачи Комитетом по печати разрешений на ее установку при наличии их отказов.
КГИОП ничего не ответил.
Главный архитектор председатель КГА Владимир Григорьев прислал весьма обстоятельные разъяснения.
Для начала напомнил, что КГА хоть и участвует в процессе согласования, но разрешение на установку рекламных конструкций выдает Компечати. Он же уполномочен направлять предписания о демонтаже незаконно установленных конструкций – в соответствии с утвержденным городским правительством Положением о Комитете по печати и ст. 19 Федерального закона «О рекламе».
Относительно присланного «Новой» перечня незаконных дисплеев Владимир Григорьев сообщил: КГА направил в Комитет по печати соответствующие письма «для принятия мер в рамках компетенции, предусмотренной ст. 19 Федерального закона «О рекламе», в том числе по выдаче предписаний о демонтаже соответствующих рекламных конструкций».
Невский, 18 // Фото: рекламное агентство «Северная столица»
Но господин Серезлеев, похоже, незнаком с этим законом и положением о деятельности своего комитета. В его ответе лишь утверждается, что «полномочиями по возбуждению и рассмотрению административных дел по статье 14.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ наделен Центр организации применения административного законодательства ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области». На этом тему участия своего комитета в ликвидации незаконных конструкций Сергей Григорьевич счел исчерпанной.
КГА проинформировал «Новую», что не согласовал предложенные компечати изменения в постановление № 40. И объяснил, почему считает размещение дисплеев на брандмауэрах недопустимым.
Ведомство Владимира Григорьева исходит из того, что раз рекламную конструкцию должно увидеть как можно больше лиц, то и размещение дисплеев всегда будет осуществляться на лицевых фасадах. Хотя данное постановление запрещает установку рекламных конструкций на лицевых фасадах и крышах.
Кроме того, КГА убежден, что «здание является основным архитектурным объектом, (…) в то время как рекламные конструкции – вторичны. Сами же дисплеи «характеризуются высокой яркостью и динамичностью изображения и, как следствие, агрессивным визуальным воздействием на эстетическое состояние территории».
КГА же в своей деятельности призван обеспечивать «сохранение целостной и непротиворечивой городской среды».
Все эти обстоятельства, по мнению главного архитектора Петербурга, «препятствуют допущению размещения дисплеев на брандмауэрах».
Сергей Серезлеев с поиском аргументов в поддержку своей инициативы утруждаться не стал. Просто переписал то, что мы и так давно прочитали в его пояснительной записке к проекту постановления о внесении изменений в постановление – про нужду в информировании граждан и туристов. И добавил, что социальная реклама направлена «на достижение благотворительных, а также иных общественно полезных целей и обеспечение интересов государства».
Теперь, когда разработанный главой компечати проект постановления прошел этап антикоррупционной экспертизы, остается запасаться попкорном и наблюдать: чья возьмет в этом поединке законных доводов с демагогическими желаниями.