Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лекарств от рака оказалось с избытком

12 июля 2018 20:20 / Экономика

Партия просроченного онкопрепарата на 132 млн рублей нашлась на центральной фармацевтической базе в Петербурге.

Препарат «Ацеллбия» (международное название «Ритуксимаб»), который применяют при лечении неходжкинской лимфомы у взрослых, выпускается российской фармкомпанией «Биокад». Лекарства дорогие, поставляются в регионы в рамках программы «Семь нозологий»: регионы отправляют в федеральный центр заявки и обосновывают их объемы. Минздрав одобряет, закупает препараты на средства федерального бюджета и рассылает их по стране. 6 июля 2018 г. сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального ГУ МВД обнаружили на складе центральной фармацевтической базы Санкт-Петербурга более двух тысяч упаковок препарата c истекшим сроком годности.

Ритуксимаб вводят капельно в стационарах под тщательным наблюдением медиков, так как возможны осложнения. Препарат занимает третье место в рейтинге Vademecum «Топ-50 онкопрепаратов по объему госзакупок». Только в 2016 году сумма контрактов составила 4 млрд рублей.

Untitled-1.jpg Фото: deskgram.org

В Комитете по здравоохранению правительства Петербурга «Новой» сообщили, что заявка на ритуксимаб составлялась с учетом количества пациентов, включенных в регистр онкобольных на январь 2015 г. Минздрав ее принял в феврале, и осенью того же года препарат прибыл в город на Неве – 7624 упаковки по 10 мл и 9015 по 50 мл: всего 16 639 упаковок. Из них 10 673 упаковки отправлены для лечения пациентов. По словам Евгении Лаурхаммер, пресс-секретаря Комитета по здравоохранению, в ведомстве знали о том, что 5966 упаковок препарата остается на складе и их срок годности истекает, поэтому еще в начале 2017 года обратились в Минздрав с просьбой о перераспределении препаратов в другие регионы. В результате 3750 упаковок (на 224,8 млн руб.) развезли по 11 регионам. Невостребованными остались 2216 упаковок (на 132,8 млн руб.).

В начале 2018 года на центральной фармбазе лекарства отправили в так называемую карантинную зону, где хранят лекарства с истекающим сроком годности. Пресс-секретарь пояснила, что город и «Биокад» в декабре прошлого года договорились о замене этих препаратов на новую партию, которая пока в город не поступила. В комитете отмечают, что на 2018 год это количество препарата может быть востребовано; если окажется много – препарат опять будет передан в регионы – в соответствии с постановлением Минздрава. На вопрос «Новой», сколько примерно онкологических пациентов нуждается в лечении препаратом, нам ответили, что количество ежегодно варьируется от 1500 до 2000 человек.


В странной истории с избытком лекарств российский бюджет убытков не понес, пояснили в комитете. Пострадал «Биокад», но у заводов случаются издержки производства. Ритуксимабом петербургские пациенты обеспечены, дефицита нет.


В благотворительном фонде «АдВита», который помогает онкобольным людям, проходящим курсы лечения в петербургских стационарах, подтвердили, что за последние годы никто из больных не жаловался на отсутствие ритуксимаба и не просил помощи в его приобретении.

Ни одна заявка для программы «Семь нозологий» не проходит без подписи главных специалистов, а ситуации, когда лекарства остаются, случаются: люди умирают, уезжают лечиться за границу, не хотят брать именно эти препараты и т. п. Петербургский врач-онкогематолог пояснил корреспонденту, что заявки тщательно составляются и даже практически персонифицированы, но поскольку они составляются на год вперед, надо учитывать появление новых больных: «Есть ориентировочная цифра, точно до упаковки все рассчитать невозможно, но пять тысяч упаковок невостребованных – как-то многовато».

Получается, что ничей бюджет не пострадал, а для фармпредприятия это издержки производства. Но остаются вопросы: в стране, где граждане собирают по сотне рублей на лекарства для больных людей, скидываясь всем миром, не слишком ли легко говорят про многомиллионные «издержки»? А учитывая, что закупки осуществляются на год вперед в соответствии с ФЗ № 44, этих издержек, получается, не избежать? Ведь ситуация за год может поменяться в ту или иную сторону – больных станет больше или меньше. И если Минздрав разрешил самостоятельно перераспределять избыток льготных лекарств по регионам, надо надеяться лишь на оперативность медицинских чиновников?