Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не женское дело?

12 апреля 2019 11:02 / Общество

Впервые в России женщина, до смены пола бывшая мужчиной, отстояла свое право на не женский труд.

В Петербурге суд признал незаконным увольнение сотрудницы-трансгендера, восстановил ее на работе и присудил истице почти два миллиона рублей компенсации.

Анастасия Васильева (имя изменено по просьбе героини) больше десяти лет трудилась в типографии печатником. За все это время не имела никаких нареканий. Однако на работу она устраивалась, еще будучи мужчиной. В июле 2017 года, сделав операцию по смене пола, а затем сменив имя, Васильева предъявила работодателю копию нового паспорта и сразу же была уволена. По словам Анастасии, руководство компании отстранило ее от работы и предложило на выбор: либо «уход по соглашению сторон» (с выплатой компенсации), либо «увольнение по статье — в связи с невозможностью выполнять трудовые отношения». Формально работодатель сослался на то, что работа печатника входит в существующий в России список 456 профессий, запрещенных для женщин. Васильева говорит, что печатник — не самая распространенная специальность, проблем с трудоустройством после увольнения она не боялась, но ее обидела несправедливость. Анастасия обратилась в суд.

Почти два года спорила Васильева с работодателем. Первый процесс истица проиграла: в ноябре 2017 года Фрунзенский районный суд Петербурга отказал женщине в иске. Основанием стало то же действующее в России с 2000 года постановление о тяжелых, опасных и вредных профессиях, где женский труд неприменим. Тогда Анастасия обратилась за помощью к юристам ЛГБТ-группы «Выход». Совместно с ними подготовила и подала апелляцию в Городской суд Петербурга, который отменил решение нижестоящей инстанции и направил дело на новое рассмотрение. В ходе него была назначена медицинская экспертиза. Она показала, что истица может выполнять работу печатницы, и никаких противопоказаний для этого после смены пола нет.

— Список профессий, запрещенных для женщин, был сформирован для защиты их репродуктивной функции, однако в случае с Васильевой нарушалось ее право на труд, что и подтвердила экспертиза, — объяснила в интервью «Новой» адвокат ЛГБТ-группы «Выход» Ксения Михайлова. — Согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,


применение перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда может быть связано только с охраной материнства. К Васильевой это не относится.


9 апреля Фрунзенский районный суд Петербурга признал увольнение Анастасии Васильевой незаконным, потребовал восстановить женщину на работе и выплатить ей компенсацию за время вынужденного прогула в размере 1 850 000 рублей.

— В ситуации присутствует дискриминация Анастасии и как трансгендерного человека, и как женщины, — прокомментировал «Новой» Макс Оленичев, юрист программы «Стратегическое судопроизводство», представляющий интересы Анастасии Васильевой в суде. — Два года судебных разбирательств показали: никто не может увольнять людей за то, что они сменили гендерный маркер в документах. Теперь за такое дискриминационное поведение компания-ответчик поплатится рублем. К сожалению, сегодняшнее решение суда не является окончательным и может быть оспорено, но мы предпримем все меры, чтобы оно не было отменено. Случай Анастасии — первый подобный судебный кейс в России. На мой взгляд, он придаст силу и уверенность трансгендерам в защите своих прав в России.

Сама Анастасия о своей победе говорит так: «Я хочу доказать, что любой человек сам вправе решать, кем ему работать, где и как». Возвращаться на прежнюю работу Васильева не намерена. За время судебных тяжб она нашла другую. На новом месте ничего не знают о ее истории, и она надеется, что не узнают никогда.