Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Моральный вред оценили в два миллиона
Фото: vk.com

Моральный вред оценили в два миллиона

21 октября 2019 11:09 / Судебная хроника

Горсуд Петербурга увеличил компенсацию парализованной фристайлистке Марии Чаадаевой. Однако по-прежнему отказал в возмещении убытков, сумма которых в пять раз больше.

Апелляционная жалоба была подана в Горсуд Петербурга в марте нынешнего года. Мария Чаадаева не согласилась с решением Невского районного суда от 18 февраля 2019 г., который вынес решение по иску бывшей спортсменки к клинике Блюма. Истица требовала вернуть ей 51 миллион рублей, потраченных на лечение, и выплатить моральную компенсацию в размере 5 миллионов рублей. Тогда суд присудил ей лишь 40 тысяч в качестве компенсации морального вреда, отказав в возмещении материального ущерба.

Напомним, серьезную травму позвоночника Мария Чаадаева получила в 2014 году на Олимпиаде в Сочи, во время тренировки перед соревнованиями по ски-кроссу. Первую операцию ей сделали в Красной Поляне. Там же спортсменку посетил Владимир Путин, а уже на следующий день был организован перелет Чаадаевой в Мюнхен, где ей сделали еще одну операцию.

Немецкие врачи клиники, специализирующиеся именно на таких травмах, после второй операции заявили Марии, что ходить она больше не сможет, и посоветовали готовиться жить в коляске. Однако весной появился некий знакомый, который порекомендовал обратиться к доктору Евгению Блюму, клиника которого находится в Испании.

По словам Чаадаевой и ее мужа, лично Блюм обещал поставить спортсменку на ноги, но потребовал за это серьезной оплаты — 2 миллиона рублей в месяц. Деньги на лечение собирали как среди друзей, так и через благотворительный фонд «Острова». Через почти два года тренировок улучшений не наступило, и Чаадаева прекратила дорогостоящее «лечение». Еще через два с половиной года она подала иск к клинике и лично Блюму.

Решение по апелляции было принято только с третьей попытки. Дважды слушания откладывались из-за состояния здоровья истицы, которая летом 2019 г. донашивала второго ребенка.


В третий раз суд уже по собственной инициативе отложил принятие решения. Как пояснила «Новой» адвокат Ирина Фаст, представляющая интересы Чаадаевой, это произошло потому, что суд затребовал материалы по уголовному делу в отношении Евгения Блюма.


Как выяснилось в суде, в августе сотрудники СК РФ провели доследственную проверку по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По результатам проверки возбуждено уголовное дело в отношении Блюма. А в сентябре нынешнего года стало известно, что расследование взял под личный контроль глава СК РФ Александр Бастрыкин.

По версии следствия, являясь доктором медицинских наук по специальности «патологическая физиология», обладая достаточными знаниями и опытом работы, доктор Блюм знал, что современная медицина не достигла уровня, при котором возможно поставить на ноги спортсменку. Однако намеренно ввел ее в заблуждение, в результате чего та подписала договор на дорогостоящее лечение.

– Вряд ли сам факт возбуждения уголовного дела как-то повлиял на решение судебной коллегии, — считает адвокат Ирина Фаст. — Но вполне возможно, что он повлиял на сумму компенсации морального вреда. Она в нашей стране, как правило, мизерная — обычно это несколько десятков тысяч рублей, иногда 100 тысяч. Так что это серьезный шаг нашей судебной системы в сторону грамотной оценки человеческих страданий и переживаний.

Представители клиники Блюма по-прежнему считают, что Чаадаева не имеет никаких прав на какое-либо возмещение: они не обещали поставить спортсменку на ноги, а в результате лечения в клинике ее здоровье улучшилось настолько, что она смогла родить уже двоих детей.