Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
«Мы соблюдаем их правила, просто правила плохие»
Фото: РИА Новости

«Мы соблюдаем их правила, просто правила плохие»

30 декабря 2019 18:16 / Общество

Водители трамваев в Петербурге объявили итальянскую забастовку.

В Петербурге проходит итальянская забастовка водителей трамваев. Ее заметили пока только пассажиры трамваев № 6 и № 16 — на этих маршрутах трамваи стали со скоростью пешехода подъезжать к остановке, и также медленно заезжать на кольцо, количество рейсов уменьшилось, из-за задержек трамваи ходят «паровозиками» — один за другим. Пассажиры неистовствуют, считая, что водители над ними издеваются. Но водители уверяют, что это не так — они лишь выполняют требования должностной инструкции. В обычном, незабастовочном, режиме не все пункты инструкции выполняются до запятой. Но в последнее время водителей начали активно «мониторить» и штрафовать. Штрафы приличные — лишение премии, а это половина зарплаты (например, 20 тысяч рублей), лишение 13-й зарплаты и другие санкции, бьющие по карману. Водители, вступившие в независимый профсоюз СПб ГЭТ, решили ответить «по-итальянски» — четко выполнять свою должностную инструкцию. В Горэлектротрансе их называют так: «пара-тройка людей, заинтересованных в создании беспорядков на предприятии и в Петербурге».

«Вилка» для водителей

В конце ноября Горэлектротранс с гордостью отчитался, что перевёз на 5,4 млн пассажиров больше, чем год назад. Только водители понимают, какими усилиями компания этого добилась. Система оплаты труда водителей складывается из оклада и премии. Премия за выполнение плана по рейсам составляет половину зарплаты.

Как рассказали в независимом профсоюзе водители трамваев поставлены в условия, когда от количества рейсов зависит получение премии водителем, а она составляет половину зарплаты. Чтобы выполнить запланированное число рейсов (ради премии), инструкцию приходится нарушать — например, заранее начинать движение, чтобы проехать перекресток — до того, как загорелся зеленый сигнал светофора. За подобные нарушения ревизоры наказывают водителей лишением премии. Если следовать всем требованиям инструкции, то план по рейсам выполнить невозможно. За невыполнение плана водителей тоже лишают премии. Подобная вилка очень раздражает водителей. Некоторые считают, что она придумана специально, чтобы сэкономить зарплатный фонд. Самые смелые водители решили объявить забастовку.

Председатель независимого профсоюза работников трамваев Алексей Сергеенков рассказывает, что точка кипения у водителей наступила после 26 ноября, когда было издано указание о проведении сплошного видеомониторинга водителей на предмет отвлечения от управления.


Одной из причин стали участившиеся случаи ДТП, когда пешеходы попадали под трамваи.


Один из таких случаев попал в СМИ — на видео видно, как идущую в наушниках по трамвайным путям Кронверкского проспекта девушку сбивает трамвай. К счастью, петербурженка осталась жива — благодаря тому, что водитель трамвая заранее затормозил и применил экстренное торможение. «В случае на Кронверкском проспекте водитель не виновата совсем, — говорит Алексей. Им удалось это доказать. — Водитель сигналила девушке еще тогда, когда та шла по соседним путям. Потом снизила скорость, пытаясь остановиться плавно. Но когда неожиданно девушка свернула прямо под вагон, уже пришлось тормозить экстренно».

За водителями начали пристально следить. Для этого в Горэлектротрансе, по словам Алексея, работают целые отделы — ревизионные комиссии, которые занимаются просмотром записей видео из кабин водителей. «В указании сказано — проводить мониторинг на предмет отвлечения от управления, например, если водитель говорит по телефону, или курит в кабине во время движения. Я, как водитель и председатель профсоюза, согласен на все 100% — такого не должно быть. Мы несем ответственность за жизнь людей. Но людей стали наказывать даже за случаи, которые не связаны с отвлечением от управления. Стали придираться, что водитель взял телефон, находясь на остановке, не во время движения. За такие «нарушения» начали лишать 100% премии. А премия у нас составляет половину зарплаты водителя. Например, у водителя малого разряда это 20 тысяч рублей, у 5 разряда — 30 тысяч рублей. В 1-м парке водителя наказали за то, что он якобы выехал на запрещающий сигнал светофора, но по факту, он лишь тронулся с остановки, а выехал на перекресток уже на «зеленый».

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Отметим, что так делают практически все водители трамваев, потому что если трамвай стартует позже, то автомобили, поворачивающие налево за счет того, что стартовая скорость у них выше, чем у трамвая, перегораживают перекресток и трамвай просто вынужден будет стоять и ждать, пока проедут все автомобили и окажется на перекрестке, когда загорится «красный». А значит опоздает, и не выполнит рейс вовремя.

«Это вынужденная ситуация, — продолжает Алексей. — Если мы будем стоять до последнего —автомобилисты которые поворачивают налево все перегородят и пиши пропало — встанет такая «каракатица» на путях и все».

Таким образом, чтобы выполнить «план» нарушать инструкцию вынуждены все. А ревизоры выборочно штрафуют тех, кого «заметили».

«Все равно лишат премии»

Первые четыре участника итальянской забастовки — это как раз те водители, которых оштрафовали за подобную «ерунду», лишив премии, возможности повышать разряд и новогодней 13-й зарплаты.

Одной из них стала 30-летняя Оксана Ткаченко, выпускница кафедры уголовного права и процесса юрфака СПбГУ. Ее мечта — работать по специальности в правоохранительных органах. Но пока она не осуществима, девушка решила «пересидеть» сложное время, работая водителем трамвая. Маршрут № 16, на котором работает Оксана, проходит по центру Петербурга, от него девушка получает «эстетическое удовольствие». Но недавно ее удовлетворение от работы сошло на нет. Ревизор поймал Оксану на превышении скорости на одном из участков движения на выделенной линии — на 6 километров. За это ее вызвали на «беседу», а потом лишили 13-й зарплаты и закрыли возможность повышения квалификации в течение года. «Это при том, что автомобилистам можно превышать скорость в пределах 20 км в час, да»? — напоминает Оксана.

Будущему юристу терять нечего — теперь она слушает оскорбления пассажиров, подъезжая к остановке с черепашьей скоростью. Так требуют правила инструкции — перед скоплением людей снижать скорость до 5 км в час.


«Пассажиры в изумлении, они не понимают, что произошло: то ли трамвай сломался, то ли водитель сломался, что происходит вообще?


Это выглядит странно. На кольце Купчино — тоже ограничение скорость 5 км в час, а там длинное кольцо… и когда водители с такой скоростью проезжают кольцо — некоторые пассажиры приходят в бешенство. Начинаются крики: «Ты че там уснул?» На нас жалуются диспетчера — они теряют рейсы. Остряков, директор ГЭТа заявлял на собрании что мы, бастующие водители, своей забастовкой работаем на конкурентов — потому что они теряют прибыль, и меньше субсидий получат от города. Они поняли, что смысла на нас уговаривать, жаловаться невозможно — мы просто соблюдаем их правила, просто эти правила плохие».

О том, что прибыль Горэлектротранса падает, говорит и Алексей Сергеенков. «Работодатель теряет больше, это мы и хотели показать, что мы взаимосвязаны. Трамваи сами не поедут. Мы не хотим устраивать транспортный коллапс — такой цели нет. С 10 декабря в забастовке участвуют всего два маршрута — нас было семь водителей, теперь меньше. И эти маршруты потеряли уже по 10% рейсов, а значит и прибыли».

«Пассажиры не понимают, они же не знают, про забастовку и наши проблемы, — объясняет Алексей. — Были случаи — один агрессивный пассажир пытался выбить дверь салона: стучатся в кабину водителя. И «козлом» и «дебилом» обзывают. Я не имею права говорить в микрофон во время движения, и однажды пришлось даже остановить трамвай, потому что пассажиры вели себя агрессивно. Я остановился и объявил в микрофон: «В связи с массовым нарушением пешеходов я вынужден ехать с такой скоростью. Иначе — не имею права». Все притихли».

Трамвай на улице в Петербурге. Фото: РИА Новости Трамвай на улице в Петербурге. Фото: РИА Новости

Руководство, узнав о «диверсии» пригласило «бунтарей» на встречу — она прошла 19 декабря.

«Там нам сообщили, что по результатам видеомониторинга наказали 27% из всех выявленных нарушений, а с остальными провели беседы, 64 процента лишили премии. 4% водителей лишили талона (как Оксану — Ред.) — то есть 13-й зарплаты и возможности повысить разряд. Мы сказали о том, что требуем изменения инструкции и подхода к формированию расписания. Чтобы оно было адекватным — с учетом пробок, движения автомобилей, работы светофоров. Обещали, что подумают», — рассказывает председатель профсоюза.

«Сложилась ситуация, что водителей обворовывают, нагло, откровенно и почти все это просто терпят, потому что некуда больше идти, — говорит Оксана. — В основном водители трамваев — люди без образования, которые, кроме как водить трамвай, ничего не умеют. Мы хотим донести до руководства, что у нас очень плохое расписание рейсов, чтобы в него уложиться, приходится все время нарушать ПДД, рисковать и тем более нарушать должностную инструкцию. Чтобы начальство не ругало, чтобы получить премию — нам приходится превышать скорость, как это сделала я. А потом где-нибудь в кустах тебя ждет рейд, либо мониторинг. И тебя все равно лишат премии. Раздражает, что они не стесняясь выходят на рейды, устраивают мониторинги и все прекрасно понимают, что это все для того, чтобы сэкономить на новогодних премиях. У них этих организаций контрольных: контрольно-ревизионный отдел, служба ревизоров — меряно немерено и они круглый год занимаются тем, что ищут возможность сэкономить компании зарплатный фонд. А водитель получается в любом случае в проигрыше.


Не нарушаешь — тогда не получаешь премию за рейсы. Нарушаешь, чтобы выполнить рейсы — тебя ловят и штрафуют».


Участники забастовки надеются, что к ним присоединятся другие водители. Они требуют: изменения должностных инструкций, нового расписания и изменения принципа оплаты, чтобы премия составляла не половину зарплаты, а 1/5 от оклада.

В Горэлектротранс пресс-секретарь Дарья Тимофеева на вопрос о забастовке отвечает, что все маршруты работают в обычном режиме, а информация о «недовольных водителях» опубликована в пресс-релизе ГЭТ от 19 декабря: «… были выслушаны все водители, которые захотели задать свои вопросы и поделиться в большинстве своем конкретными и полезными предложениями по работе предприятия. Некоторые водители выступили несколько раз. Таким образом, на техсовете обсудили все поставленные вопросы и пришли к пониманию обозначенных проблем, которые требуют методичного и целенаправленного решения совместными усилиями. Очевидно, что необходимо внести корректировки в должностную инструкцию водителя. Однако стоит отметить, что прозвучали и надуманные проблемы и страхи, не подкрепленные конкретными примерами и которые используют в своей полемике пара-тройка людей, заинтересованных в создании беспорядков на предприятии и в Петербурге, прикрываясь лозунгами улучшения условий труда».