Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Спасать нас никто не обязан
Фото: edu.gov.ru

Спасать нас никто не обязан

18 августа 2020 22:51 / Экономика

Мерами поддержки, которые предлагает городское и федеральное правительство, не могут воспользоваться организации дополнительного образования.

Мама троих детей и основатель Центра изучения иностранных языков Наталья Стенько ломает голову, как ей выплатить долги по зарплате сотрудникам — около двух миллионов рублей, оплатить аренду классов и долги по коммунальным платежам. А еще ведь нужно прокормить семью.

Наталья, как и многие руководители учреждений дополнительного образования, в самом начале пандемии, в марте, вынуждена была остановить обучение в трех коммерческих помещениях и 26 школах. Более 40 преподавателей остались без работы, 1200 учеников — без уроков.

Меры поддержки, обещанные Владимиром Путиным и правительством РФ, оказались неприменимы для ее центра. Они были адресованы бизнесу, а Центр изучения английского и тысячи подобных учреждений — это некоммерческие организации. Банки, несмотря на постановление правительства, отказывают им в выдаче кредитов на погашение зарплат преподавателям, арендных отсрочек не дают. «Мы пять месяцев без работы, и впереди полная неизвестность», — говорит Наталья.

18 августа на заседании правительства Петербурга эту проблему подняла депутат ЗакСа Надежда Тихонова. «Я написала запросы и в комитет по промышленной политике, и губернатору, — говорит она. — Мерами, которые предлагают городское и федеральное правительство, наши организации не могут воспользоваться. Они не могут взять кредит, потому что банки не обязаны его выдавать».

Банки, в свою очередь, ссылаются на постановление № 696 правительства РФ, где сказано, что «предоставление кредита является правом банка, а не обязанностью». «Доход НКО не очень высок, — говорит депутат. — Банки отказывают им в выдаче кредитов, хотя правительством страны и декларируется, что такой льготой можно воспользоваться. У людей сложная ситуация, надо спасать бизнес, платить зарплату, выживать самим. Изучение иностранных языков — важная интеллектуальная составляющая, но у людей сейчас нет денег на эти услуги».

Наталья. Фото со страницы ВКонтакте Наталья. Фото со страницы ВКонтакте

Каждый день Наталья пишет в ВК на странице губернатора Александра Беглова, пытаясь привлечь внимание к ситуации. Она создала ассоциацию поддержки и развития организаций дополнительного образования «Апродо».

«Из-за карантина у нас скопились огромные долги, — сетует Наталья. — Получается замкнутый круг: преподаватели без зарплаты не хотят выходить на работу, а взять эти деньги неоткуда. Мы рассчитывали на кредит для погашения долгов по зарплате — под два процента годовых, но нам отказали четыре банка: ВТБ, Сбербанк, Промсвязьбанк, "Открытие"».


При попытке перевести обучение в онлайн организаторы столкнулись с тем, что родителям нечем платить за обучение. Кроме того, зачастую у детей нет своего компьютера, а родительский занят. В итоге из 1200 учащихся на онлайн-обучение перешла лишь десятая часть.


Евгения Арсеньева — тоже многодетная мама и руководитель частного образовательного учреждения дошкольного образования «Интеллект». Она тоже столкнулась с аналогичной проблемой. «Интеллекту» уже 20 лет — организация входит в ТОП-50 предприятий допобразования по России.

Евгения. Фото со страницы ВКонтакте Евгения. Фото со страницы ВКонтакте

«Мы работаем с детьми в возрасте от 3 до 12 лет. Занимаемся с ними и творчеством, и спортом, готовим к школе, — рассказывает Евгения. — У меня 89 преподавателей и 800 учащихся. 26 марта мы в одночасье закрылись. Педагоги-совместители ушли сразу. С остальными мы стали перестраиваться на онлайн-рельсы. Создали платформу, начали записывать курсы, организовывать прямые трансляции, но когда


мы предложили родителям дистанционное обучение, они сказали: «Мы уж как-нибудь сами, еще чуть-чуть — и год закончится». В итоге из 800 учеников осталось 25».


Евгения начала стучаться во все двери: в комитеты по экономической политике, по образованию. Но отовсюду приходили одинаковые ответы: в них перечисляли меры поддержки, которые были для нее недоступны.

«Сегодня, когда Надежда Тихонова озвучила на правительстве нашу проблему, выяснилось, что все в курсе, но у них есть отговорка: «Мы не можем заставить банки выдать кредит». Тогда зачем весь этот цирк? — говорит Наталья Стенько и добавляет, что ей уже нечего терять и она не боится быть похожей на городскую сумасшедшую: — Перед самым карантином я взяла кредит на развитие своей организации, заложила квартиру, в которой живу я и мои несовершеннолетние дети. Теперь банки требуют возврата кредита, а еще и налоговая задолженность около 600 тысяч. Я должна сотрудникам два миллиона рублей. По аренде в школах есть отсрочка, а по коммерческим помещениям — нет. Вот и выходит: чтобы открыться, нужно заплатить преподавателям, за аренду, коммуналку. Но денег, чтобы заработать деньги, у меня нет. Что делать? Продать квартиру, раздать долги и остаться с детьми на улице?»

По словам Натальи, в Петербурге таких учреждений около двух тысяч. Сейчас они вступают в созданную ею ассоциацию. В пятницу пройдет первая встреча представителей учреждений допобразования с вице-губернатором Олегом Эргашевым.