Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
«Букашка среди машин»
Фото: участники велоэкспедиции Петербург–Москва / @velo_one

«Букашка среди машин»

17 октября 2020 13:37 / Общество

Между Москвой и Петербургом появится официальный веломаршрут. На его прокладку из столицы отправилась экспедиция.

Летом 2020 года московское КБ «Стрелка» при поддержке Ростуризма занялось проектированием мастер-плана велосипедного маршрута между двумя столицами. Чтобы собрать информацию о состоянии дорог и инфраструктуры, в середине сентября разработчики организовали исследовательскую велоэкспедицию из Москвы в Петербург. Ее лидером выступил Владимир Кумов – куратор крупнейшего в России проекта в области развития велокультуры Let's bike it! 

«Главная задача экспедиции — понять, как развивать маршрут, чтобы он был доступен для туристов разного уровня подготовки. — говорит Кумов. — Разработку плана решили начать сразу с велозаезда, чтобы «с поля» получить информацию о том, в каком состоянии дорога на отдельных участках и оценить уровень сервиса». 

В группу вошли 12 человек, причем по ходу заезда состав участников менялся: кто-то сходил с дистанции по личным причинам, кто-то, наоборот, присоединялся на пути следования. Расстояние примерно в 1100 км участники экспедиции преодолели за 16 дней. И уже в конце сентября они поделились впечатлениями от поездки на встрече в Петербурге. 


Первое, на что обращают внимание исследователи — это неуважительное отношение к велосипедистам на дорогах и неадаптированные въезды в города. 


«Трафик большой, обочины узкие, разбитые, ехать по ним невозможно, — делится впечатлениями архитектор, урбанист Андрей Елбаев. Там, где нет дороги, приходится ехать по песку, грязи. Приходится тащить велосипед на себе, промокают ботинки». 

Фото: @velo_one Фото: @velo_one

«На въезде в Петербург были ужасные пробки. — продолжает Наталья Торсомаева, участница заезда, — На велосипеде чувствуешь себя небезопасно, особенно если рядом стоит фура, а ты размером лишь с ее колесо, как букашка среди машин».

Второе — «депрессивная российская глубинка». Участники группы отмечают, что часами ехать по однотипной дороге утомительно, и эти пустоты нужно чем-то заполнять. Одно из предложений — украсить маршрут произведениями молодых архитекторов и дизайнеров, а также прокладывать путь ближе к заповедникам и другим природным объектам.

Фото: @velo_one Фото: @velo_one

«В некоторых гостиницах было полное отсутствие сервиса, питания, так что вместо них я бы предпочел ночлег в палатке, — жалуется участник заезда Юрий Торсомаев. Вместе с тем, чтобы успеть добраться от одного организованного места ночлега до другого исследователям приходилось спешить. Антон Лоскутов, фотограф, говорит, что в некоторых городах хотелось остаться подольше, чтобы лучше изучить культуру.

Илья Гуревич, автор шести книг о велотуризме и один из организаторов клуба «ВелоПитер» сам проехал по маршруту Петербург–Москва пять раз: по его словам,


для развития велотуризма в России в целом крайне важно поднять культуру туризма внутреннего. 


«Сейчас РЖД и авиакомпании не готовы перевозить большое количество велосипедистов, — говорит Гуревич. — Из-за этого людям труднее выехать куда-то со своим оборудованием. Приходится таскаться по электричкам, автобусам, доплачивать за провоз велосипеда… У многих семьи, дети, все это крайне неудобно».

Фото: @velo_one Фото: @velo_one

Предполагается, что разработку веломаршрута Москва–Петербург завершат в 2021 году. Директор проектов КБ Стрелка Александра Чечеткина говорит, что собранные участниками поездки предложения по размещению гостиничной и сопутствующей инфраструктуры войдут в финальный мастер-план:

«Помимо мест размещения и питания, планируются постройки небольших мест для отдыха, общественных туалетов и точек с раздачей интернета — сейчас на некоторых участках сети нет вообще». 


Что посмотреть?

Трасса Москва-Петербург проходит по четырем регионам (Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области), которые имеют  уникальное наследие: участники экспедиции насчитали 129 достопримечательностей (не считая красивых природных участков), и зафиксировали их на интерактивной карте. Маршрут богат еще и гастрономическими ценностями — по пути можно попробовать тверской чорыг, судака по-ильменски или новгородский квас. 

  • Озера Сиг и Ильмень. «На озеро Ильмень мы вышли случайно. — рассказывает Наталья Торсомаева, участница заезда. — Просто ехали по полю, подъехали к обрыву, и впереди увидели практически настоящее «море». Потом вдоль этого озера мы ехали еще два дня. А еще на этих территориях обитают краснокнижные животные».
     
  • Объекты архитектуры. Усадьба Знаменское-Раек, Волжский мост. По дороге из Москвы в Петербурге можно посетить усадьбу Блока в деревне Гудино, или дом няни Пушкина в Кобрино. В домике Арины Родионовны воссоздано убранство настоящей крестьянской избы конца XVIII века. Почти все экспонаты в этот дом-музей принесли местные жители, однако и от няни великого поэта тоже кое-что осталось — сумка. 

Фото: @velo_one Фото: @velo_one

  • Немецкое воинское кладбище. Находится оно рядом с Великим Новгородом, в поселке Панковка. Андрей, архитектор, урбанист, участник экспедиции: «По дороге нам часто попадались памятники Великой Отечественной войны, одна часть которых содержится на немецкие фонды, а другая — на наши. Разница между ними колоссальная, от этого становится грустно».
     
  • Религиозные достопримечательности. Маршрут проходит через действующий старейший мужской Свято-Юрьев монастырь XII века. Он стоит на окраине Великого Новгорода, на берегу реки Волхов и является частью грандиозной природной панорамы, куда входят небольшие каменные храмы южных окрестностей города

Вера Шубина