Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Жизнь как коллекция

Жизнь как коллекция

11 ноября 2020 15:22 / Культура

Атмосфера мастерской художника, кабинета композитора или обычной (на самом деле нет) комнаты, в которой творит скульптор или писатель, — это переживание навсегда.

Территория культуры — понятие вынужденное, вымученное и выстраданное. Оно может существовать, только если вокруг раскинулось пространство бескультурья. Понятно, почему чиновники из Минкульта так любят победные реляции — отчетность по гражданам, стремящимся в музеи, театры, концертные залы, ласкает слух. Но существуют кусочки реальности, которые не попадают ни в какую официальную статистику. Да и не могут попасть — они открывают себя так неожиданно и по случаю, что сложно не задаться вопросом: а реальность ли это вообще?

В квартире профессора Петербургского университета и создателя Музея современных искусств имени Дягилева Татьяны Юрьевой так много всего, что начинаешь испытывать что-то вроде синдрома Стендаля. В окне потрясающий вид на Неву и город: панорама от Смольного собора до Исаакиевского, Летний сад, Троицкий мост — после знакомства с хозяйкой только первое стояние на балконе занимает не менее получаса. А на стенах в каждой комнате и во всех коридорах — картины художников, друзей Юрьевой.

«Это принцип моей мамы Елены Константиновской, военной переводчицы и одной из первых женщин, награжденных орденом Красной Звезды, — рассказывает Татьяна Семеновна. — Ее слова «Не имеет смысла ничего коллекционировать, кроме друзей» стали мне завещанием. Так что на стенах вовсе не собрание произведений искусства, а сама жизнь — и моя, и многих прекрасных людей, составивших славу и Петербурга, и России».


Все началось в восьмидесятые, когда еще ничего было нельзя, кроме официально признанных тем и имен.


Преподавание в Академии художеств неизбежно ввело Юрьеву в круг художников Ленинграда, а после и Москвы. Мир неофициального искусства был притягателен и абсолютно неведом. Печальную и часто трагическую неизвестность мастеров, бывших по совместительству кочегарами и разнорабочими, она преодолевала в своих статьях и выставках в Дягилевском центре искусств. Список огромен, его открывают имена Владимира Овчинникова, Левона Лазарева, Глеба Богомолова, Владимира Духовлинова, Михаила Шемякина, Константина Симуна и многих других представителей советского андеграунда, а последние строки еще не дописаны.

Наталья Нестерова. «Пасьянс» Наталья Нестерова. «Пасьянс»

История собрания началась с девичьих посиделок закадычных подруг. «Нас было четверо: Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Татьяна Назаренко и я, — рассказывает Татьяна Юрьева. — Именно эти художницы ввели меня в московский художественный мир. Это был стык семидесятых-восьмидесятых. Мы были молоды, веселы, еще беззаботны, любили общаться и временами хорошенько отрываться. Принимали этот мир, даже неизбежные страдания и запреты не могли нас остановить. Наталья Нестерова стала моим близким другом и подарила картину — первую в коллекции. Раскладывание пасьянса, которое изображено на ней, — что это, если не сама судьба, проходящая сквозь время и победившая его?»

Но все же собрание Юрьевой в первую очередь связано с Ленинградом. В детстве он был для нее очень теплым — особенно когда отец Татьяны Семен Выгодский, известный историк, закончив очередную работу, возвращался домой с кожаным портфелем, полным коньяка, и устраивался пир с друзьями семьи. Беседы и споры неизбежно рождали огромное количество истин. А дружеский смех и шутки согревали все вокруг — в доме, познавшем визиты черных воронков, атмосферу доверия и добра ценили особенно сильно. В дальнейшем Ленинград одаривал теплом далеко не всегда, но его красота — ценность вечная. Про вид, открывающийся из квартиры Юрьевой, говорили все, кто здесь побывал. У художника Валерия Лукки он вызвал недоумение — почему его до сих пор никто не написал? Так родилась картина «Вид с балкона», которая и была подарена хозяйке — как и все полотна, поэтому глагол «коллекционировать» здесь весьма условен.

Феликс Волосенков. «Явление бога Волоса в виде листа» Феликс Волосенков. «Явление бога Волоса в виде листа»

Манера письма Лукки, конечно, совсем особенная. Но Татьяна Юрьева, как искусствовед, весьма скептически относится к изобретенному термину «концептуальный экспрессионизм», которым исследователи связали творчество этого художника и его соратников — Вячеслава Михайлова и Феликса Волосенкова. Сама Юрьева предпочитает называть их просто философами и фантазерами. Полет мысли на их картинах подчеркивается способностью особенно точно подчеркнуть текстуру и объем изображения. Но здесь снова простор для искусствоведческого спора. Для зрителя же главное — впечатление. И оно колоссально.

Кстати, о зрителях. Ими в основном становятся студенты, которые приходят в гости к своему преподавателю. Многие работы Юрьева передала в коллекцию Музея современного искусства имени Дягилева, открытого в 2008 году при Санкт-Петербургском государственном университете. А еще она издала обширно иллюстрированную книгу «Переживание утопии» с подзаголовком «Размышления о собственной коллекции». Одна из причин ее появления — успеть сделать слепок с прекрасного, пока живы его создатели. Многие уже умерли, и умерли рано.


Пандемия, по мнению Юрьевой, отплатила нам за отчуждение от природы, агрессию, попрание этических норм и непрекращающиеся войны.


Один из пророческих сюжетов хозяйка коллекции предложила художнику Евгению Свердлову несколько лет назад. На литографии изображена Джоконда, образ которой дополнен санитарной нарукавной повязкой и надетой медицинской маской с крестом. Похоже, настала пора создать сиквел произведения и повернуть на маске крест. Теперь он обозначает не целительную силу прекрасного, а заклеенный рот.

«Мне много лет, — говорит Татьяна Семеновна, — и я уже нахожусь на этапе, когда глупо бояться возраста. Тем более что я его не ощущаю. Но как жаль тех, кто ушел на пике! Великолепный Тимур Новиков, настоящий гений Петербурга, и создавший его портрет, который хранится в моей коллекции, Вячеслав Забелин. Сценограф ведущих петербургских театров, нонконформист и художник, запечатлевший вечность в своих картинах на библейские сюжеты и иконах. Владислав Мамышев, акции которого потрясали. Представьте, я открываю выставку современного искусства в Мраморном дворце, выхожу на парадную лестницу, а по ней поднимается Мэрилин Монро! Мамышев в этом образе был незабываем. Я просто обомлела от неожиданности. Вадим Воинов с его мистикой и особой, ни на что не похожей композицией. Дерзкий и трагический Глеб Богомолов. Трогательная Татьяна Шагова. Их десятки, ушедших. Я счастлива, что успела рассказать про них».

Евгений Хакназаров