Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Под высоким напряжением
Фото: РИА Новости

Под высоким напряжением

30 ноября 2020 10:44 / Общество

В Петербурге от обрывов проводов гибнут люди. Но чиновники уверены, что система безопасности электросетей работает безупречно.

Ранним утром 20 января 2020 года в Невском районе обнаружили тело молодой женщины. Ее нашла соседка умершей, которая вызвала полицию. Причину смерти установили быстро: удар током. Оголенный провод от электропередачи, питавшей уличный фонарь, валялся рядом. Было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть).

Через восемь месяцев, в октябре 2020 года, следствие нашло подозреваемого в гибели девушки. Им оказалась женщина-обходчик «Ленсвета» 57-летняя Елена У.

«Для меня предъявление обвинения было настоящим шоком, — рассказала «Новой» подозреваемая. — В «Ленсвет» я устроилась сторожем три года назад. Через некоторое время меня перевели на должность электромонтера по надзору за трассами кабельных сетей. Каждые четыре месяца согласно графику, утвержденному руководством «Ленсвета», я обходила свой участок. От меня требовалось визуально осматривать провода и сообщать руководству о повреждениях».

Елена пояснила, что кабельные сети на участке в районе дома 269 по проспекту Обуховской Обороны (именно там нашли погибшую) эксплуатируются больше 30 лет. Визуальный осмотр она проводила там за два месяца до трагедии, и никаких обрывов не было.

«Я сообщала руководству, что некоторые провода на участке проходят недалеко от крон деревьев, — говорит Елена. —


Необходимо было провести верховые осмотры с использованием подъемной техники и обрезать ветки. Почему этого не было сделано, я не знаю. Также непонятно, почему не сработала защита сразу после обрыва и не было отключено питание».


Как следует из материалов дела, с которыми удалось ознакомиться адвокату Елены Натэле Пономаревой, погибшая была обнаружена в 3:41 утра. В диспетчерской об обрыве узнали из телефонного звонка, поступившего в 4:35. И только после этого вручную отключили подачу энергии. Хотя участок, как следует из ответа «Ленсвета» на запрос адвоката, обслуживается автоматической системой «Аврора».

Автоматизированная система управления наружным освещением (АСУНО) «Аврора» разработана петербургским Научно-исследовательским институтом точной механики (НИИ ТМ). В Петербурге эта система стала внедряться с 1998 года. На сайте НИИ ТМ утверждается: «АСУНО «Аврора» обеспечивает диагностику состояния сетей освещения и силового оборудования с представлением данных диспетчеру; оперативную выдачу сообщений об авариях с указанием места аварии, отказавшего оборудования и рекомендаций…»

«В ответе на мой запрос «Ленсвет» ответил, что «Аврора» не предусматривает контроль обрывов проводов и горение или негорение каждой светоточки, — говорит адвокат. — Зачем тогда вообще закупать автоматику, которая автоматически не отключает электроэнергию в месте обрыва? Получается, что любой прохожий, который ходит по освещенным улицам, находится в опасности. В любой момент, особенно в ветреную погоду, может оборваться провод и поразить током. В нашем случае это закончилось смертью молодой женщины. А отвечать за это придется не тем, кто разработал неавтоматическую автоматику, не руководству «Ленсвета» или чиновникам администрации, закупившим эту систему, а обычному обходчику, который не предусмотрел обрыва. Интересно, как она может предусмотреть обрыв провода, висящего в шести метрах над головой?»

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Как выяснила «Новая», в марте 2017 года Северо-Западное управление Ростехнадзора проверяло объекты «Ленсвета». Были выявлены нарушения обязательных норм и правил эксплуатации электросетей. В том числе и в квартале 139, где произошел обрыв, приведший к трагедии. Однако в настоящее время нет никаких данных о том, были ли приняты по выводам Ростехнадзора действия для устранения неполадок.

По данным сайта «Госзакупки», «Ленсвет» ежегодно проводит электронные аукционы на ремонт и обслуживание АСУНО «Аврора» (в прошлом году на это было выделено 2,98 млн рублей, в нынешнем — 3,12 млн.). Единственным участником тендера является НИИ ТМ.

«На военных объектах еще в 90-х годах стали внедрять системы, которые не только автоматически отключали электричество в месте обрыва, но и сообщали диспетчеру, что на таком-то участке кабель уменьшился в диаметре в результате коррозии или внешних повреждений, — рассказал военный инженер по применению и эксплуатации автоматизированных систем, подполковник в отставке Николай Кириллов. — Сейчас эта система разрабатывается многими НИИ. Если в «Авроре» такое оповещение не работает, необходима либо ее замена, либо внедрение нового программного обеспечения».

Судя по документам, оказавшимся в распоряжении адвоката Пономаревой, обрыв случился в результате коррозийного воздействия на провод в течение долгого времени.

«Это написано в постановлении о назначении электромеханической экспертизы. Ее должны были проводить сотрудники ЛЭТИ (Электротехнический университет) и в числе прочего дать ответ на вопрос: а безопасна ли вообще эта «Аврора»? — пояснила Пономарева.


— Проводилась ли эта экспертиза, мне неизвестно. Полностью ознакомиться с материалами дела я пока не могу — оно еще не передано в суд».


Адвокат сообщила, что направила запросы в НИИ ТМ, «Ленсвет» и Ростехнадзор. Они должны ответить, кто внедрял АСУНО «Аврора» в Петербурге и соответствует ли она нормам безопасности. Согласно действующему законодательству, ответы должны быть приобщены к материалам уголовного дела и стать доказательствами. Но если следствие не захочет разбираться с надежностью системы уличного освещения, а ограничится поиском доказательств вины уже назначенного «стрелочника», то устаревшую систему никто менять не станет и горожане по-прежнему смогут в любой момент наткнуться на оголенный провод под высоким напряжением.