Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Долгое эхо прописки
Фото: Валентина Свистунова

Долгое эхо прописки

5 апреля 2021 21:01 / Судебная хроника

Уставный суд Петербурга запретил разделять бездомных на «бывших наших и не наших». Это последнее дело в истории суда, который будет упразднен.

Право вставать на учет и получать поддержку от города теперь имеют все граждане, независимо от последнего места регистрации — так решил Уставный суд Петербурга.

Дело № 002/21 стало последним в истории петербургского Уставного суда. Он был создан в 2000 году, а после принятия последних поправок в Конституцию должен быть ликвидирован, как и все подобные суды в регионах. Петербургский формально еще проработает до июля этого года. Но жалоб для рассмотрения у судей больше нет.

Последнюю жалобу 18 сентября 2020 г. подали депутаты городского Законодательного собрания Надежда Тихонова, Михаил Амосов, Борис Вишневский, Александр Рассудов и Максим Резник. Инициаторами обращениябыли представители благотворительной организации «Ночлежка», помогающей бездомным. Для юристов «Ночлежки» это был последний шанс изменить систему, при которой поддержку города получали только вставшие на учет бездомные. А встать на учет могли лишь те, кто мог доказать, что местом их последней «прописки» (так в документах) был Петербург или Ленинград.

Противоречие заключалось в том, что в Социальном кодексе, который приняли городские законодатели, нет ни слова про прописку как условие оказания поддержки. Но в положении «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (постановление № 1010), которое принял Смольный как подзаконный акт к кодексу, «прописочная» норма появляется. Налицо конфликт решений законодательной и исполнительной ветвей власти. С ним и разбирался суд.

В феврале прошло два заседания, на которых выступили со своими доводами представители Смольного и ЗакСа. В итоге суд встал на сторону последних, а точнее, на сторону бездомных.

В позиции суда, оглашенной 30 марта, отмечается, что правительство Петербурга сузило круг лиц, которым гарантирована поддержка. Суд решил, что пункты постановления, в которых идет речь о прописке, не соответствуют уставу города. С момента оглашения решения они недействительны.


Теперь любой бездомный гражданин России имеет право получать положенные ему по соцкодексу Петербурга льготы и выплаты.


Например, бездомные пенсионеры или почетные доноры смогут купить льготный проездной. Любой бездомный сможет обратиться за минимальной бесплатной юридической помощью. Стали доступны лечение и некоторые лекарства, которые выдаются по городской льготе.

«Решение обязательно для всех органов власти в городе, они больше не могут ссылаться на нормы постановления», — объясняет юрист Института права и публичной политики Виталий Исаков. Он отмечает, что во время суда высказывались опасения, будто теперь в город за поддержкой хлынут бездомные со всей страны. По мнению правозащитников, этого не произойдет — бездомные, к сожалению, слишком плохо знают свои права, чтобы выстраиваться в очереди за льготами и выплатами.

«Важен еще один нюанс, — добавляет Исаков.— В постановлении №1010 употреблялся термин «прописка». Это что-то связанное с советским наследием, что-то из ряда «прописка — 101-й километр». Мы развиваем правовую систему и должны от таких категорий отказываться, они не должны признаваться юридически значимыми для реализации прав. Теперь пункты, ссылавшиеся на прописку, из постановления вычищены».

Решение, которое может облегчить жизнь бездомных в Петербурге, было оглашено 30 марта — в День бездомного человека.Этот день в 2017 году предложила отмечать как раз «Ночлежка».


Неизвестно, правда, случайно или осознанно судьи решили так символично поставить точку в своей работе.


«Я рада, что под занавес Уставный суд принял такое решение», — прокомментировала исход дела депутат Надежда Тихонова.

Исаков добавляет, что, хоть решение вступило в силу и обжалованию не подлежит, в ближайшее время юристам придется последить, как городские чиновники, суды, органы правопорядка будут исполнять решение Уставного суда.