Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Лекарства от боли, таблетки для души
Фото: Артем Лешко. Сергей Иевков во время одного из рейдов

Лекарства от боли, таблетки для души

11 апреля 2021 18:26 / Общество

Человеку не должно быть холодно, голодно и больно. Эту аксиому можно прочесть на желтых куртках тех, кто с ночным автобусом «Ночлежки» выезжает кормить бездомных. У Благотворительной больницы цвет белый, медицинский. 180 волонтеров, среди которых есть медики-профессионалы, помогают бездомным.

Медики «больнички» (так ее зовут среди своих) выезжают в рейсы ночного автобуса «Ночлежки», проводят дежурства в сезонных пунктах обогрева, ездят в приюты, выходят на улицу, чтобы оказать помощь тем, кто не может прийти сам: к людям, живущим в заброшенных домах, садоводствах, на пустырях.

Создатель проекта Сергей Иевков рассказал «Новой», что такое уличная медицина и как организация будет развиваться дальше.

— Благотворительной больнице скоро два года. Сейчас вы регистрируетесь как НКО. Зачем?

— Мы повзрослели. Команда увеличилась, у нас появились врачи разных специальностей — офтальмологи, дерматовенерологи, хирурги. Задач стало больше, так что регистрация НКО — путь логичный. Помню, как говорил Елене Грачевой из «АдВиты», помогающей онкологическим больным, что мы волонтеры, не связанные никакой бухгалтерией, мы «больница без стен», поэтому свободны в маневре и многое можем. Она, с высоты адвитовского опыта, тогда мне ответила: «Мы тоже так начинали». И сейчас я понимаю, как она была права.

— В чем была ее правота?

— Мы уже не можем работать без статуса, без взаимодействия с государством, чтобы помогать так, как надо, исходя из наших задач — специфических, медицинских. Это тренд профессиональной благотворительности. Нам нужны помещение, медицинская лицензия, медицинские ставки, возможность вкладывать силы и средства в обучение волонтеров. Только тогда мы сможем эффективно и качественно оказывать медицинскую помощь тем, кому хотим помогать, — а это люди без гражданства, без документов, люди в состоянии бездомности, те, кто только освободился из мест лишения свободы, мигранты, беженцы. Это люди с химической зависимостью, включая пациентов с ВИЧ, туберкулезом и т. д.

Сейчас, к примеру, есть мобильный флюорограф, который работает на улице благодаря фонду «Гуманитарное действие» (организация признана Минюстом иностранным агентом. — Ред.), но ездит он только до восьми вечера, а многие проекты помощи бездомным работают и в ночное время. А, например, мокроту на бациллоносительство следует брать сразу после пробуждения. То есть мы — Благотворительная больница — можем приехать куда-то, где ночуют бездомные люди, или в какой-то приют, чтобы эту мокроту у них с утра взять и отвезти в лабораторию, тем самым мы поможем в диагностике туберкулеза городской фтизиатрической службе. Но у нас должен быть соответствующий статус.

Среди бездомных есть те, кто хочет своим здоровьем заниматься. Например, сделать плановую операцию по эндопротезированию суставов. Попадает такой человек по скорой в больницу, ему делают рентген, снимают медикаментами боль, анализы делают, еще ряд обследований. Говорят, что надо пойти в поликлинику по месту жительства — на эндопротезирование есть квоты. И выписывают. А у человека нет «места жительства», но он гражданин России, он имеет право на квоту, он имеет право на то, чтобы получить на руки все результаты обследования в больнице. Статус НКО поможет нам делать официальные запросы, забирать по доверенности эти обследования, если человек сам ходить не может.

Пункт обогрева в Гавани. Фото: Евфросиния Капустина Пункт обогрева в Гавани. Фото: Евфросиния Капустина


Кредо Благотворительной больницы:

Мы помогаем выполнять назначенные в больнице или поликлинике рекомендации, выдаем безрецептурные лекарства, промываем раны, делаем перевязки.

В острых случаях вызываем скорую помощь и отслеживаем вызов, чтобы наш подопечный чувствовал себя в безопасности.

Мы стараемся дать бездомным людям не только лекарства от боли, но и таблетки для души: хоть каплю внимания, заботы, уважительного отношения.

Мы безоговорочно поддерживаем право любого человека на медицинскую помощь и право отказаться от нее.


 

— Как Благотворительная больница и лично вы пережили этот год? Читала в соцсети, что вы собирались ехать в Москву работать в красной зоне.

— В марте минувшего года я работал в Перинатальном центре ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова», мы закрылись уже в конце марта, так как эпидемическая обстановка ухудшалась. Я тогда узнал, что в Коммунарке требуются врачи, написал туда. Но красная зона вполне себе материализовалась в моей жизни здесь, в Петербурге. Подразделение НИМЦ им. Алмазова — нейрохирургический институт им. проф. А. Л. Поленова — перепрофилировали в ковидный госпиталь. И я пошел туда, часть мая и весь июнь я работал в красной зоне. Увидел все своими глазами: как все это тяжело, какая высокая летальность.

В Благотворительной больнице мы решили: тот кто работает в красной зоне, временно не волонтерит. Больница продолжала работать, мы собрали деньги на СИЗы, недостатка в добровольцах не было — медики, которые не работали в красных зонах, хотели нам помогать. Да, мы вызывали скорые, чтобы госпитализировать людей с пневмонией. Проблем взаимодействия со скорой у нас нет.

— Вы регулярно приходите в «Синий автобус» фонда «Гуманитарное действие», помогаете людям с химической зависимостью. Расскажите об этом опыте.

— В «Синем автобусе» можно сдать использованные шприцы, получить одноразовые шприцы, мази, дистиллированную воду. Можно получить консультацию психолога, юриста, врача. О пандемическом скажу отдельно: с первых дней самоизоляции у нас началось онлайн-консультирование. Вопросов у людей много: от психологической поддержки до того, как лечить раны на руках и ногах, у наркозависимых это постоянная проблема. Это помогает не потерять человека, быть с ним на связи, помочь в нужный момент.

— Не боитесь, что вот вы зарегистрируете НКО, а вас возьмут и признают иноагентом, как это случилось с фондом «Гуманитарное действие», с которым вы сотрудничаете?

— Жить и бояться — глупо. Если захотят, присвоят. Но медицинская помощь не политическая деятельность. И еще есть такое мнение у многих граждан России: если вас признали иноагентами, то вы точно делаете важное дело.

***

P. S. О том, как стать волонтером Благотворительной больницы, принести лекарства для бездомных, помочь проекту другим способом, можно узнать здесь https://vk.com/charityhospital.