Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Полковника никто не ищет
Фото: Константин Леньков / ЗАКС.Ру

Полковника никто не ищет

28 мая 2021 12:18 / Политика

Плакаты с портретом председателя питерского ЗакСа Вячеслава Макарова приколотили к стенам домов незаконно, признали в Смольном. Но штрафовать некого: «Рекламораспространитель не установлен».

Затяжные майские выходные для полковника Вячеслава Макарова прошли на фоне изматывающего квеста: незаконные баннеры с его портретами Смольный демонтировал, но на их месте возникали новые, точно такие же. Их опять демонтировали, и так по кругу.

На работу спикер вышел явно не в духе и на первом же заседании с парламентской трибуны сделал яркое заявление: «Избиратели Санкт-Петербурга — это не папуасы, это не племя тумбу-юмбу!»

Далее он заговорил о «политической турбулентности, от которой вздрогнут все» — если предстоящие выборы «организуем как-то не так». «И самое главное, вы должны понимать: для кого-то цена ошибки несущественна, ни к чему не приводит. А есть люди, которые не имеют права на ошибку».

Себя Вячеслав Серафимович, надо понимать, относит к тем, от нестандартных (чтоб не сказать неадекватных) поступков которых никакой ответственности не возникает. Скандал, спровоцированный фальстартом его предвыборной кампании на Петроградской стороне (вотчине депутата Макарова), вывел на тропу войны даже тишайшую, интеллигентную публику, до сих пор чуравшуюся всякой политики. А главный питерский единоросс так и не признал свою причастность к этой дурно пахнущей истории.

Стартовала она в 20-х числах апреля, когда жители Петроградской стороны стали замечать то на одном, то на другом историческом доме баннеры с портретом спикера ЗакСа, изображением ордена Отечественной войны и надписью «Это наша Победа».

Фото: Константин Леньков / ЗАКС.Ру Фото: Константин Леньков / ЗАКС.Ру

Многие это восприняли как политический пиар, оскорбляющий память настоящих героев войны. Первое бурное обсуждение развернулось в сообществе «Петроградская диаспора»:

Самое омерзительное — в подмене. На плакате нет ни слова, ни намека на реальных победителей в той войне, ни грамма уважения к павшим и к прошедшим этот ужас. (Olga Belichenko)

Если бы у этих была хоть какая-то совесть, можно было бы сказать, что они ее потеряли. (Inna Smirnova)

Это нормально для нынешней власти — во всех эшелонах, — паразитирование на памяти, истории, жертвах и героизме народа. (Юлия Акопова)

Он не имеет никакого отношения ни к победе над фашизмом, ни к этой стене замызганной. Пусть сам покрасит стену или наведет вокруг порядок хотя бы. Тогда само слово «победа» будет иметь для него хотя бы прикладное значение. (Юрий Милославский)

Фото: Константин Леньков / ЗАКС.Ру Фото: Константин Леньков / ЗАКС.Ру

Обсуждение этической стороны дела быстро перешло к практической: от идеи скинуться на дрон с аэрозольным баллончиком для закраски плакатов до предложения «прокатить Дятла на выборах».

Граждане начали активно писать на портал «Наш Санкт-Петербург», жалуясь на то, что рекламные баннеры не только разместили на стенах их домов «варварским методом, сверлили фасад перфоратором», но и без согласия собственников жилья, как того требует закон.

Демонтаж плакатов. Фото: Константин Леньков / ЗАКС.Ру Демонтаж плакатов. Фото: Константин Леньков / ЗАКС.Ру

29 апреля рабочие с автокраном демонтировали первый баннер (Большая Зеленина ул., 15) — силами подведомственного комитету по печати ГКУ «Городская реклама и информация» (ГРИИ). Но вместо снятого плаката через день появились четыре новых — по другим адресам. Всякий раз баннеры вбивались в стены дореволюционных зданий (одно из них — охраняемый государством Дом И. Н. Бороздкина в переулке Нестерова, 9). Никаких согласований на размещение таких плакатов комитет по градостроительству и архитектуре и комитет по охране памятников (КГА и КГИОП) не выдавали. Но и реакции со стороны этих ведомств на самовольную развеску не последовало. Разрешения комитета по печати, ответственного за наружную рекламу, также не было.

Днем 6 мая горожане заметили, как промышленные альпинисты под проливным дождем заново прилаживают «поздравление» Макарова на прежнее место по Большой Зелениной. Вечером того же дня ГРИИ опять демонтирует плакат со спикером, а затем — еще три.

Повторная вывеска плаката Вячеслава Макарова на ул. Большой Зелениной. Фото: Софья Лурье Повторная вывеска плаката Вячеслава Макарова на ул. Большой Зелениной. Фото: Софья Лурье

Обычно в случае демонтажа незаконных рекламных конструкций стоимость этих работ взыскивается с нарушителя. Кроме того, на него накладывается штраф (установка рекламы без разрешения подпадает под ст. 14.37 КоАП), для физических лиц — 1–1,5 тыс. руб., должностных — 3–5 тыс., юридических — от 0,5 до 1 млн рублей.

Но в случае с Макаровым вчинить возврат потраченных на демонтаж средств оказалось некому. «Рекламораспространитель не установлен», — сочли в комитете по печати. ГРИИ пришлось использовать бюджетные средства. Иначе говоря, эскападу человека-паука, похожего на спикера, оплатили налогоплательщики.

Комитет по печати, принимая решение о демонтаже, исходил из Постановления Правительства Петербурга № 40 «Об утверждении Правил благоустройства…». Там сказано, что рекламные конструкции запрещено размещать на лицевых фасадах (видимых с улиц, площадей, иных открытых пространств). И еще, что нельзя использовать баннеры из винила, как «низкокачественного материала», а портреты Макарова были напечатаны именно на нем. Вдобавок городской закон «О границах зон охраны…» запрещает размещать рекламные и информационные конструкции выше второго этажа — если речь идет об исторических зданиях. Во всех случаях изображения спикера висели очень высоко. «Не доплюнешь и даже страйкбольным шариком с краской не достанешь», — сожалели местные жители.

«Новая» направила председателю ЗакСа запрос о количестве изготовленных баннеров и адресах их развески, затраченной на изготовление-размещение сумме и источниках финансирования, наличии согласия собственников помещений многоквартирных домов. И еще мы спрашивали, не считает ли господин Макаров, что на баннерах с надписью «Это наша Победа» уместнее разместить портреты тех, кто имеет к ней реальное отношение — например, живущих в районе ветеранов.

Вячеслав Макаров. Фото: assembly.spb.ru Вячеслав Макаров. Фото: assembly.spb.ru

Руководитель Управления по информации и общественным связям аппарата ЗакСа Елена Гаврищук, которая ответила нам «по поручению В. С. Макарова», была лаконична: «Информация, изложенная в вашем обращении, принята к сведению». «Новая» напомнила чиновнице о существовании Закона о СМИ (согласно ст. 40 ответ по существу должен предоставляться в течение 7 дней) и предложила: или до конца рабочего дня мы получаем затребованную информацию, или «Новая» обращается в прокуратуру. Никакой реакции на наше повторное обращение не последовало. Насколько известно, таким же образом обошлись с аналогичными запросами Макарову и от других СМИ.


Имя Вячеслава Макарова не первый год связывают с пачканьем городских стен — и всякий раз всё сходит с рук.


Так, еще в 2012 году он торжественно открыл аляповатую, никем не согласованную роспись брандмауэрной стены дома 8 по ул. Красного Курсанта — посвящение героям войны 1812 года. И здесь нашел, как прилепиться к чужой славе, заявив об их общей с фельдмаршалом Кутузовым альма-матер — Академии им. Можайского, где оба преподавали.

А годом ранее по инициативе Макарова и опять-таки без спросу у профильных комитетов «авторская группа художников Академии Можайского» расписала стены дома 22 по Пионерской улице. С посвящением героям-авиаторам и покорителям космоса. Несмотря на то что здание это является объектом культурного наследия (Дом Ф. П. Петрова/Д. Г. Лурье), КГИОП возражений не выказал. И после ремонта фасадов 2017 года эти граффити вновь были нанесены на стены.

В 2015 году спикер городского парламента отметился и на открытии «Ангела Победы» — пафосно-безвкусной росписи на Малом проспекте П. С., 1б (тоже памятник архитектуры — Дом Н. С. Занина). Ее пытались ликвидировать по суду, но районная администрация отозвала поданный ею под нажимом жалоб граждан иск, и дело было прекращено. Несмотря на то что КГА своим официальным письмом подтвердил невозможность согласования «ангела» в принципе (поскольку размещен на лицевом фасаде, да еще и здания-объекта культурного наследия), патронируемая Макаровым роспись до сих пор на месте. По его мнению, это «произведение, в котором сочетаются художественный вкус и патриотизм», с помощью которого можно «воспитать у молодежи любовь к истории своей страны, уважение к старшему поколению». А воспитанием уважения к закону пусть кто-нибудь другой занимается — это явно не к нему.

«Ангел Победы» на Малом проспекте Петроградской Стороны в Петербурге. Фото из соцсетей «Ангел Победы» на Малом проспекте Петроградской Стороны в Петербурге. Фото из соцсетей

Летом 2019-го Вячеслав Макаров открыл «интерактивный рисунок «Союзные крылья» на трансформаторной подстанции в Кировском районе. Два «крыла» там были исполнены в цветах флагов России и Сирии, встав между которыми всякий мог запечатлеть себя в образе «ангела», — вот и вся интерактивность.

«Мы открываем не просто «легализованные граффити». Мы открываем знак дружбы между народами России и Сирии, — заявил на открытии «крыльев» председатель ЗакСа. Подчеркнув, что такая акция стала возможной благодаря принятому депутатами города в первом чтении законопроекту, который позволит в Петербурге наносить граффити на законных основаниях.

Легализация с помощью застрявшего на полпути законопроекта (он не принят до сих пор) — ноу-хау полковника Макарова. Ответственные за легализацию органы такую новацию не оценили — КГА признал «крылья» незаконными, после чего владелец подстанции, ПАО «Ленэнерго», вынужден был за свой счет закрасить учиненные спикером художества.

Забавно, что не так давно председатель ЗакСа яростно требовал найти и привлечь к ответу тех, кто несогласованно расклеил плакаты с изображением депутата Дениса Четырбока и надписью «Я решаю, когда похоронить ваш бизнес» (отсыл к его законодательным инициативам, ограничивающим работу баров, выступления уличных музыкантов и др.). Парламентарии тогда потребовали от правоохранительных органов найти «заказчиков атаки» на Четырбока. Замысел этих злодеев, по убеждению спикера, мог иметь страшные последствия: «Потом начнут создавать ячейки, подпольные горкомы, в том числе террористические ячейки».

Оперативное задержание юных расклейщиков плакатов — это, конечно, хорошо, отметил спикер, поблагодарив за это правоохранителей. «Но почему не поймали заказчиков? Почему их не повели в пыльных мешках на голове по Невскому проспекту, чтобы другим неповадно было?» — возмущался Макаров.

Самого Вячеслава Макарова, если следовать его же логике, нынче от пыльного мешка на голове отделяет один шаг: признание, что заказчиком незаконно размещенных плакатов на Петроградской стороне он и является. Ему же лучше будет, если остановится на полпути к созданию террористической ячейки.