Специальная закупка
Это был не лекарственный барий для исследований, а технический — смертельно опасный для человека
Петербургский консультативно-диагностический центр № 1 (КДЦ №1), после рентгена органов ЖКТ в котором скончались семь человек, никогда не закупал лекарственный барий для исследований — только технический, смертельно опасный для человека. Чиновники Смольного сообщили об этом «Новой», отметив, что ежегодно проводили проверки в центре, но этого не выявили. О применении препарата, запрещенного для использования в медицинских целях, городские власти узнали тогда, когда и остальные петербуржцы, — после гибели людей.
«Новая» подробно рассказывала об отравлениях барием при проведении рентгена органов ЖКТ с контрастом (с применением сульфата бария) в КДЦ № 1. По данным следствия, за период с декабря по январь после упомянутой процедуры 7 человек скончались, около 30 тяжело отравились, но выжили. Всех спасти не удалось, поскольку изначально симптомы, с которыми пациенты обратились за экстренной медицинской помощью, были неверно истолкованы. Ни врачи скорой помощи, ни специалисты в стационарах, куда госпитализировали пострадавших петербуржцев, не допускали возможности их отравления безопасным медицинским препаратом «Бар-Випс». Это единственный лекарственный бария сульфат в России, предназначенный для рентгеновских исследований, и им действительно отравиться невозможно.
Но, по информации следственных органов, КДЦ № 1 закупал в ООО «НеваРеактив» и использовал при рентгене органов ЖКТ не «Бар-Випс», а «барий сернокислый 0,10(H2O)%», который не включен в государственный реестр лекарственных средств, не может использоваться в медицинских целях и опасен для жизни и здоровья человека.
Генеральный директор ООО «НеваРеактив» Аркадий Камчатов в интервью «Новой» подтвердил:
— КДЦ № 1 покупает у нас барий с 2011 года, если не раньше. Однако нашу продукцию нельзя использовать в медицинских целях. Мы не поставляем фармсубстанции. У нас в ассортименте только химические реактивы: барий сернокислый не для рентгеноскопии, а для производственных и аналитических целей. Его употреблять внутрь нельзя. Мы не понимаем, как так случилось, что его применяли в КДЦ № 1.
Петербургский комитет по здравоохранению в ответ на запрос «Новой» сообщил, что КДЦ № 1 никогда с момента создания в 1988 году не закупал медицинский порошок для приготовления суспензии «Бар-Випс». «Заявка на закупку содержала информацию о необходимости закупки именно бария сернокислого, предназначенного только для аналитических и/или производственных целей». Однако «комитет ранее не располагал сведениями о закупке медучреждением бария сернокислого для проведения медицинских исследований. Данное обстоятельство было выявлено по факту несчастных случаев, произошедших в центре».
Комздрав ежегодно проводил проверки в медучреждении, но данная закупка его не смущала,
поскольку чиновники, по их утверждению, полагали, что технический барий используется не для обследования пациентов. «В КДЦ № 1 имеется несколько лабораторий для исследований (общеклинических, цитологических, гематологических, биохимических, молекулярно-генетических, иммунологических и иммуносерологических). Для их работы осуществляются закупки различных химических реагентов. В отделе лучевой диагностики тоже могут применяться реактивы — например, для проявки и обработки рентгеновских снимков».
Комздрав планировал новую проверку в КДЦ № 1 в третьем квартале нынешнего года. Однако уголовное дело, возбужденное 28 января по факту причинения смерти по неосторожности (ст. 109 ч. 3 УК РФ) и оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 ч. 3 УК РФ), стало поводом для внеплановых разбирательств. По их итогам чиновники заявили, что во всем виноваты исключительно руководство и медперсонал КДЦ № 1.
— В соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг» консультативно-диагностический центр № 1 является самостоятельным заказчиком и самостоятельно осуществляет закупки для нужд учреждения, — объяснила «Новой» пресс-секретарь городского комитета по здравоохранению Ольга Рябинина. — Согласно сведениям, представленным сотрудниками медучреждения, инициаторами закупки бария сернокислого (реагента) в разное время являлись: заведующий отделом, старшая медицинская сестра отдела лучевой диагностики и главная медицинская сестра КДЦ № 1. Медицинские работники должны были контролировать, чтобы для медицинских исследований применялся только лекарственный препарат, а не его лабораторные «аналоги».
На сегодняшний день ГСУ СК РФ по Петербургу уже предъявило обвинения пяти сотрудникам центра, включая главного врача Евгения Попова. Его арестовали 28 января. Вслед за ним в начале февраля в СИЗО отправились заведующая отделом лучевой диагностики Елена Медведева, заместитель главного врача Александра Феофанова и заведующая рентген-кабинетом врач-рентгенолог Наталья Суровенко. Под подписку о невыезде 2 февраля отпустили обвиняемую Марину Ефремову, старшую медсестру КДЦ № 1. Третьего февраля, сразу после общения со следователями, Ефремова попыталась свести счеты с жизнью. Сейчас она находится в коме.
В феврале у следствия возникли вопросы и к ООО «НеваРеактив». В компании провели обыски и изъятие предметов и документов, имеющих важность для следствия, а также допросили сотрудников. «Действиям руководства ООО «НеваРеактив» будет дана юридическая оценка», — пообещали в ГСУ СК РФ по Петербургу.
Ни к действиям, ни к бездействию чиновников Смольного у следствия до их пор никаких претензий нет.