Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

В нашу гавань заходили корабли...

23 сентября 2004 10:00

Говорят, в России медленно запрягают, но быстро ездят. Эта поговорка – не об акционерном обществе «Морской фасад», выступившем с проектом строительства нового пассажирского терминала на западе Васильевского острова, между гостиницей «Прибалтийская» и устьем реки Смоленки...




О проекте заговорили нынешним летом, а уже к осени выяснилось, что все согласования на уровне городского правительства получены и в проект федерального бюджета на следующий год уже заложены деньги на строительство подходного канала. Предусмотренные законом общественные слушания прошли в начале сентября: было очевидно, что сторонники проекта готовились к ним весьма тщательно, заранее заручившись поддержкой советов ветеранов и других организаций.
Депутат Законодательного собрания, председатель бюджетно-финансового комитета Владимир Барканов не скрывает, что готов всячески лоббировать интересы строителей: по его словам, это принесет немалые доходы в бюджет Петербурга. «Есть города – например, Париж или Флоренция, – которые живут за счет туризма», – заметил он, выступая на слушаниях. Справедливости ради стоило бы отметить, что миллионы людей со всего мира приезжают в Париж и Флоренцию вовсе не потому, что там есть терминалы. Терминалов там как раз нет, потому что оба города расположены на суше. Из этого, разумеется, не следует, что Петербургу не надо строить новые причалы. Надо лишь подходить к этому вопросу разумно и взвешенно, памятуя о тех подводных камнях, которые могут возникнуть при реализации нового, бесспорно грандиозного проекта...
Прежде всего настораживает слишком большое количество обещаний. Инвестор сулит жителям Васильевского острова новую набережную и нормальный пляж. Ну, набережная, возможно, появится: не везти же туристов на дикий берег, заваленный камнями и поросший ивняком. С пляжем – несколько сложнее. Дело в том, что макеты и чертежи, представленные инвесторами общественности, не привязаны к существующей застройке. Глядя на них, невозможно разобрать, собираются ли строить терминал на косе или на неком новом острове. Если речь идет о переносе нынешней береговой линии, то места для пляжа попросту не останется, да и для набережной, строго говоря, тоже. Если же имеется в виду остров, то возможность погулять близ воды у граждан сохранится, но вот лезть в эту цветущую, покрытую пятнами мазута воду им вряд ли захочется. Вообще, никто и нигде не принимает морские ванны близ крупных портов. Наши граждане, конечно, наплевательски относятся к собственному здоровью, но ведь не настолько!
Еще инвесторы обещают благоустройство. В этой связи совет ветеранов Васильевского острова попросил организовать места отдыха для пожилых людей и детские площадки, а ассоциация кооперативов – облагородить дворы. Представители инвестора кивали в ответ, вроде бы соглашаясь. Но понятно, что брать на себя благоустройство всего района они не собираются. Речь идет только о прилегающей территории, то есть о береговой линии, где, как предполагается, появится парковая зона с торговыми и развлекательными комплексами. Рассчитаны они будут прежде всего на туристов: понятно, что ни детям, ни отечественным пенсионерам там ничего не светит.
Впрочем, оптимисты утверждают, что в случае реализации проекта выиграют все, в том числе старики и дети. Построенный терминал заработает, будет отчислять налоги в бюджеты всех уровней – и на эти деньги можно будет благоустроить все, что угодно. Однако стоит отметить, что деньги эти придется отрабатывать. Разумеется, в наименее выгодном положении окажутся жители Морской набережной, под окнами которых будут гудеть прибывающие лайнеры и паромы и шуметь торгово-развлекательная инфраструктура. На общественных слушаниях зал смеялся, слушая представительницу общественной организации «Местное сообщество», сказавшую, что строительство порта приведет к ухудшению криминогенной обстановки. Хотя смеяться-то не над чем: понятно, что вблизи морского вокзала, обслуживающего по пять тысяч туристов в час, появятся и «ночные бабочки», и сутенеры, и наркоторговцы, и карманники. Кстати, во всех городах мира терминалы отнесены от жилых кварталов, но мы, как всегда, идем собственным путем: ведь наши строители, в отличие от западных, не боятся исков жильцов, требующих компенсацию за испорченный вид из окна, ухудшение условий проживания и, как следствие, снижение рыночной стоимости квартир...
Хотя, если терминал будет построен и заработает на полную катушку, расплачиваться придется не только жителям отдельно взятого дома, но и всем василеостровцам.
Изначально инвесторы исходили из того, что вывозить туристов на «большую землю» они будут через Западный скоростной диаметр. Но строить диаметр в обозримом будущем, похоже, никто не собирается: нет денег. Значит, колонны туристических автобусов и караваны машин с паромов пойдут через существующие мосты, которые уже сегодня не справляются с нагрузкой.
Кстати, нагрузка на мосты возрастет еще на этапе строительства. Для того чтобы создать новые территории и возвести комплекс, потребуются десятки тысяч тонн стройматериалов. Как их будут подвозить? Эти, равно как и другие специальные вопросы общественность, естественно, не обсуждала. А между тем дьявол таится именно в деталях...
Инвесторы обещают работать быстро: предполагается, что реализация проекта займет менее трех лет. Если учесть, что начинать надо с забивки свай, намыва земли и прокладки сетей, то нетрудно подсчитать, что на все строительные работы, включая внутреннюю отделку гостиничных номеров, остается года полтора от силы. Практика показывает, что даже куда более простые в техническом отношении объекты возводят дольше. Если ЗАО «Морской фасад» намерено уложиться в заявленные сроки, то работы придется вести с раннего утра до поздней ночи, не обращая внимания не только на рекомендации экологов делать «технологические перерывы» на период нереста рыб, но и на жалобы жильцов.
Общая стоимость проекта оценивается в 6,5 миллиарда рублей. Из них 2,7 миллиарда обещает выделить федеральный бюджет: на прокладку каналов и оборудование акватории. Работы по созданию новой территории и собственно строительству комплекса оценивают в 3,8 миллиарда – около 130 миллиона долларов. Для сравнения: Ледовый дворец, объект куда более скромный и простой, а следовательно, и дешевый, обошелся в 80 миллионов, при этом себестоимость строительных работ в годы его возведения была существенно ниже, чем сегодня.
«О чем вы говорите? – возмутятся оптимисты. – Инвесторы что, будут работать себе в убыток? Или вы думаете, они считать не умеют?» Беда, однако, в том, что инициаторы строительства транспортно-коммерческого комплекса на Лиговке или Ледового дворца считать умели, причем куда лучше нашего. Гражданам обещали, что оба эти объекта окупятся в кратчайшие сроки. Результат известен: культурно-массовые мероприятия во дворце проводятся от случая к случаю, комплекс вообще не построен, а расплачиваться за все это пришлось налогоплательщикам.
Нет-нет, я не сомневаюсь в добросовестности инвесторов, но представьте себе гипотетическую ситуацию. Значительная часть федеральных денег уже закопана в акваторию Финского залива, прибрежная зона превратилась в огромную строительную площадку, и тут выясняется, что у ООО не хватает средств на реализацию задуманного. Что дальше? Дальше, естественно, встанет вопрос о привлечении кредитов под гарантии города. Причем давить на депутатов, которым придется согласовывать это решение, будут и сверху, то есть из Москвы, и снизу, то есть с Васильевского, и сбоку, то есть из Смольного. И все, естественно, станут говорить о быстрой окупаемости проекта.
Но за счет чего он окупится? Конечно, приходящие в Питер суда будут платить за стоянку, а часть пассажиров станут постояльцами находящейся тут же гостиницы. Но сколько будет этих пассажиров? Терминал будет готов принять шесть лайнеров одновременно, но ведь эти лайнеры должны еще откуда-то приплыть. Да, Валентина Матвиенко ставит задачу привлекать по 12 – 15 миллионов туристов в год, однако западные обыватели не обязаны содействовать реализации планов питерского губернатора.
В последнее время въездной туризм в Россию вообще и в наш город в частности сокращается – и вовсе не потому, что мы вовремя не построили терминала для паромов и лайнеров. Куда большее значение для потенциальных туристов имеют отсутствие развитой инфраструктуры и гарантий безопасности. Есть ли уверенность в том, что в ближайшие три-четыре года ситуация кардинально изменится? И кто будет отвечать, если ООО не сумеет достроить терминал или – вариант – оставит после себя многомиллионные долги, которые повиснут на городском бюджете?
Но вопрос уже, по всей видимости, решен. Центр дал добро на возведение терминала, пообещал выделить деньги – по словам городских чиновников, стройку на берегу Финского залива планируется начать уже будущей весной. Что ж, ЗАО «Морской фасад» запрягает быстро. Посмотрим, как поедет, точнее, поплывет...

Виктория РАБОТНОВА
фото ИНТЕРПРЕСС