Характерная уступка
Байка про мальчика, который кричал «Волки, волки!», — это, конечно, не о наших докерах. У них все очень серьезно. Заголовки многотиражной газеты «Докер» пестрят терминологией Уголовного кодекса: «мошенничество», «афера», «ущерб в особо крупных размерах» — все эти деяния приписываются нынешним владельцам петербургского Морского порта. В каждом номере — тексты обращений в Администрацию президента РФ, Генеральную прокуратуру и т. д. Вместе с тем на днях лидеры местных забастовочных комитетов сообщили, что объявленная 30 августа бессрочная акция протеста докеров приостановлена.
Забастовка докеров приостановлена. Что дальше?
А была ли забастовка? Напомним, в течение смены докеры один-два раза прекращали погрузку-разгрузку; при этом перерывы в работе в общей сложности составляли час-полтора. Оценивать такие методы борьбы за свои права можно по-разному. Например, с точки зрения председателя Конфедерации рабочих профсоюзов Михаила Дружининского, «так не бастуют — так перекуривают»... Тем не менее, как подчеркнул вчера глава местного портового комитета Российского профсоюза докеров (РПД) Александр Моисеенко, конфликт частично урегулирован, работодатель пошел на компромисс.
По прогнозам уже в конце месяца коллективные трудовые договоры, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор, скорее всего будут оформлены и скандал утихнет сам собой. Утихнет, несмотря на то что по ключевым моментам договоренность так и не достигнута.
— Реально положение докеров не улучшилось, а даже ухудшилось, — признает юрисконсульт портового комитета РПД Михаил Попов.
Погашение инфляции, премиальные, учет в заработке роста производительности труда, страховые выплаты — решение всех этих вопросов, как и раньше, отдано на откуп руководителям предприятия. Причем, как выясняется, штатным сотрудникам стивидорных компаний еще страшно повезло по сравнению с их коллегами, которые работают за рамками штата. Последние, по информации профсоюзной верхушки, вообще лишены маломальских прав.
— Один из таких привлеченных работников, — рассказывает г-н Моисеенко, — получил тяжелейшую травму. Так вот, его просто вынесли за ворота предприятия и оставили, со словами: «Мы перед тобой никаких обязательств не имеем!»
Так или иначе, решатся ли наконец насущные проблемы рядовых членов профсоюза — ради чего, по идее, протестное движение и затевалось? Что заставило администрацию Морского порта все же пойти на «некоторые» уступки бастующим? Почему акция прервана спустя две недели (обещали же, «умрем, но не сдадимся»)?..
Внятного ответа услышать так и не удалось. Лидеры тред-юниона произносят массу красивых слов о солидарности, долге, чести, и за этими словесами суть происходящего теряется, как очертания кораблей в туманной дали. При этом, по сведениям все тех же профсоюзных боссов и депутата Госдумы Олега Шеина, стоимость пакета акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», принадлежащего государству (порядка 49%), за последнее время упала со 100 до 8 миллионов долларов. «Налицо организованная преступная деятельность по умышленному занижению... — считает г-н Шеин. — Прошу провести проверку на предмет возбуждения уголовного дела...»
Правоохранительные органы внимать доводам парламентария, судя по всему, не спешат. В сторонних дискуссиях о питерской забастовочной кампании все громче звучат слова «сговор» и «заговор». А докеры спокойно трудятся в обычном режиме, разве что без сверхурочных. Впрочем, загрузка стивидорных компаний порта, по данным г-на Моисеенко, на сегодня и так составляет едва ли 60% от прежней, — куда уж там «сверх». По ряду экспертных оценок, за период вялотекущей забастовки собственники предприятия потеряли около 3 миллионов долларов.
Справка «Новой»
По информации директора Фонда имущества северной столицы Андрея Степаненко, принадлежащий городу пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (около 29%) будет продан до конца 2005 года. При этом план реализовать акции, находящиеся в собственности городской казны, и акции, владельцем которых является федеральный бюджет (20%), единым лотом, — еще недавно стоящий на повестке дня, — нынче дезавуирован. Как пояснил г-н Степаненко, «договориться с Москвой о совместных действиях не представилось возможным». Напомним, в настоящее время контрольный пакет акций в капитале питерского Морского порта принадлежит структурам, близким к собственникам Новолипецкого металлургического комбината.
А была ли забастовка? Напомним, в течение смены докеры один-два раза прекращали погрузку-разгрузку; при этом перерывы в работе в общей сложности составляли час-полтора. Оценивать такие методы борьбы за свои права можно по-разному. Например, с точки зрения председателя Конфедерации рабочих профсоюзов Михаила Дружининского, «так не бастуют — так перекуривают»... Тем не менее, как подчеркнул вчера глава местного портового комитета Российского профсоюза докеров (РПД) Александр Моисеенко, конфликт частично урегулирован, работодатель пошел на компромисс.
По прогнозам уже в конце месяца коллективные трудовые договоры, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор, скорее всего будут оформлены и скандал утихнет сам собой. Утихнет, несмотря на то что по ключевым моментам договоренность так и не достигнута.
— Реально положение докеров не улучшилось, а даже ухудшилось, — признает юрисконсульт портового комитета РПД Михаил Попов.
Погашение инфляции, премиальные, учет в заработке роста производительности труда, страховые выплаты — решение всех этих вопросов, как и раньше, отдано на откуп руководителям предприятия. Причем, как выясняется, штатным сотрудникам стивидорных компаний еще страшно повезло по сравнению с их коллегами, которые работают за рамками штата. Последние, по информации профсоюзной верхушки, вообще лишены маломальских прав.
— Один из таких привлеченных работников, — рассказывает г-н Моисеенко, — получил тяжелейшую травму. Так вот, его просто вынесли за ворота предприятия и оставили, со словами: «Мы перед тобой никаких обязательств не имеем!»
Так или иначе, решатся ли наконец насущные проблемы рядовых членов профсоюза — ради чего, по идее, протестное движение и затевалось? Что заставило администрацию Морского порта все же пойти на «некоторые» уступки бастующим? Почему акция прервана спустя две недели (обещали же, «умрем, но не сдадимся»)?..
Внятного ответа услышать так и не удалось. Лидеры тред-юниона произносят массу красивых слов о солидарности, долге, чести, и за этими словесами суть происходящего теряется, как очертания кораблей в туманной дали. При этом, по сведениям все тех же профсоюзных боссов и депутата Госдумы Олега Шеина, стоимость пакета акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», принадлежащего государству (порядка 49%), за последнее время упала со 100 до 8 миллионов долларов. «Налицо организованная преступная деятельность по умышленному занижению... — считает г-н Шеин. — Прошу провести проверку на предмет возбуждения уголовного дела...»
Правоохранительные органы внимать доводам парламентария, судя по всему, не спешат. В сторонних дискуссиях о питерской забастовочной кампании все громче звучат слова «сговор» и «заговор». А докеры спокойно трудятся в обычном режиме, разве что без сверхурочных. Впрочем, загрузка стивидорных компаний порта, по данным г-на Моисеенко, на сегодня и так составляет едва ли 60% от прежней, — куда уж там «сверх». По ряду экспертных оценок, за период вялотекущей забастовки собственники предприятия потеряли около 3 миллионов долларов.
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Новой»
По информации директора Фонда имущества северной столицы Андрея Степаненко, принадлежащий городу пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (около 29%) будет продан до конца 2005 года. При этом план реализовать акции, находящиеся в собственности городской казны, и акции, владельцем которых является федеральный бюджет (20%), единым лотом, — еще недавно стоящий на повестке дня, — нынче дезавуирован. Как пояснил г-н Степаненко, «договориться с Москвой о совместных действиях не представилось возможным». Напомним, в настоящее время контрольный пакет акций в капитале питерского Морского порта принадлежит структурам, близким к собственникам Новолипецкого металлургического комбината.