Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Над тобой встают как зори нашей "родины" надежды

26 сентября 2005 10:00

В минувшую пятницу комиссия Законодательного собрания по здравоохранению и экологии одобрила планы намывки 450 гектаров новой территории на Васильевском острове. Точнее, их еще раз одобрила фракция «Родина», в которой состоят все трое присутствовавших на заседании участника комиссии: Александр Редько, Олег Корякин, Сергей Андреев. А уж о том, сколь яростно — и, разумеется, исходя исключительно из интересов электората – «Родина» поддерживает названный проект, и без того было известно.

Депутаты против риелторов: неужто квартиры с бывшим видом на море, вопреки здравому смыслу, и впрямь подорожают?



«Все опасения жителей Васильевского острова – пустые разговоры», — сообщил председатель комиссии, экс-глава городского комитета по здравоохранению, доктор Александр Редько, по утверждению которого «проект прошел все необходимые согласования, и его реализация не повлияет негативно на окружающую среду». При этом бывший чиновник, а ныне депутат сослался на мнение специалистов, считающих, что гигантские суперлайнеры, которые смогут причаливать к берегам Васильевского, когда там построят новый терминал, гораздо безопаснее старых.
— Современное навигационное оборудование в портах не использует технологий, оказывающих вредное воздействие на людей, — поддержал его президент управляющей компании «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов.
По оценке топ-менеджера, стоимость квартир вблизи нового порта «не уменьшится, а, напротив, возрастет». Что касается протестов обитателей Василеостровского района, упорно не желающих понимать своего счастья, г-н Кары-Ниязов полагает, что они (протесты) проистекают исключительно «от недостатка информации о проекте, а также по определенному политическому заказу».
Касательно последнего из аргументов: что же это за «заказ» такой, который одновременно получили представители «Яблока», СПС, партии «Наш выбор», НБП, коммунисты, Движение гражданских инициатив, а также 7,5 тысячи аборигенов острова, которые уже подписали обращение против намыва?
Если же говорить о недостатке информации, то он действительно имеет место. В частности, г-н Кары-Ниязов и его сторонники раз за разом заявляют, что проект якобы давно прошел государственную экологическую экспертизу. Однако это та самая полуправда, которая хуже лжи: из собственных материалов «Морского фасада» следует, что экспертизу проходил лишь проект создания пассажирского терминала на территории в 135 гектаров. А остальные 315 гектаров?
Известно, что комплексный замысел (включая возведение элитных высоток и прокладку Западного скоростного диаметра) рассмотрению казенных экспертов не подвергался. Зато подвергался экспертизе общественной: например, глава питерского отделения организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук уверен, что этот проект губителен для биосферы Невской губы.
Еще более маниловскими (по Гоголю) представляются прогнозы г-на Кары-Ниязова о грядущем подъеме прайса на недвижимость в районе намыва. Результаты «маркетинговых исследований», на которые он ссылается, для широкой публики туманны. Зато все знают, что квартиры с видом на море продаются в среднем по $1800 долларов за квадратный метр, без вида – на $500–600 дешевле. И еще весной в солидных риелторских агентствах предрекали, что создание «новой земли» приведет к падению ценника на «старой земле» процентов на 10–15 – ведь привычная панорама Финского залива будет необратимо утрачена.
Заметим: никаких компенсаций для жителей близлежащих домов не предусмотрено. И тем, кто вскоре увидит рекламу, призывающую приобретать «элитные апартаменты на намывных территориях» с «великолепным видом из окна», стоит иметь в виду, что владельцам нынешних квартир на Морской набережной в свое время гарантировали ровно то же самое. Кто поручится, что через десяток лет…
И наконец, о повышении туристической привлекательности и небывалом притоке вояжеров, прибывающих через новый терминал (12 тысяч человек в день, о которых с восторгом рассказывают в «Морском фасаде»). Но почему-то представители Российского союза туристической индустрии говорят об обратном. И дело здесь не в терминалах, а в отсутствии у нас почти всего, требуемого для нормального приема гостей, – начиная с гарантий безопасности (о нападениях на иностранцев в центре города пишут постоянно) и недорогих комфортных гостиниц и ресторанов для людей среднего достатка и заканчивая упрощенным визовым режимом и инфраструктурой для туристов-инвалидов…
Все это, впрочем, никак не влияет на точку зрения питерской администрации и поддерживающих ее народных избранников. Им, видимо, яснее, что нужно для народного счастья. Пусть даже народ с этим и категорически не соглашается. Тем хуже для него.

Борис ВИШНЕВСКИЙ