Понюхать караваджо, взглянуть на климта
В Эрмитаже открылась целая серия удивительных, изысканных, уникальных выставок.
Одна из выставок – ароматическая инсталляция – дает возможность почувствовать ароматы цветов и фруктов, изображенных на картине «Юноша с лютней» Караваджо.
Другая – увидеть портрет сына Рембрандта Титуса в образе прекрасного воина в старинном шлеме, с копьем и щитом, вошедший еще в рукописные каталоги Эрмитажа под именем «Афины Паллады» и проданный из эрмитажной коллекции в 1930 году нефтяному магнату и коллекционеру Галусту Гюльбенкяну, а ныне принадлежащей музею его имени в Лисабоне.
Третья – погрузиться в художественную жизнь бывшей Австро-Венгерской империи, узнать, какими событиями жила интеллектуальная элита Вены и Будапешта на рубеже веков (1870–1920-е), увидеть произведения эпохи историзма, модерна и авангарда из собраний Австрии, Венгрии и России. Часть этих вещей (на экспозиции более 500 произведений) вообще в первый раз будет показана российской публике. Выставка эта уже с успехом демонстрировалась в Вене, где собрала сто тысяч посетителей, и в Будапеште, где вызвала еще больший интерес. Эрмитажный вариант, чуть более скромный по составу экспонатов, все же для Петербурга абсолютно уникален: в российских музеях вообще нет картин Климта и Шиле.
Петербургские ценители прекрасного смогут открыть для себя целое созвездие удивительных и в то же время не слишком известных у нас художников того времени: Йозефа Риппл-Ронаи, столь же изысканного, как и Густав Климт, автора венгерского «наива» Тивадара Чонтвари Костку и абсолютно непредсказуемого в своем творческом движении Михая Мункачи, чья радужная по колориту и одновременно печальная по настроению «Пыльная дорога» вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Екатерина ЕФРЕМОВА