Смертельные игры «патриотов»
Мы не раз рассказывали о том, что едва ли не все преступления на расовой и национальной почве в нашем городе происходят аккурат во время приговоров по аналогичным делам или каких-либо поворотов в рассмотрении этих дел. На прошлой неделе в Горсуде завершились предварительные слушания по делу об убийстве вьетнамского студента Ву Ань Туана, убитого в октябре 2004-го, было объявлено о начале прений по делу об убийстве таджикской девочки Хуршеды Султоновой. Реакция юных «патриотов» не заставила себя ждать – в конце минувшей недели произошли два нападения на «лиц нерусской национальности».
Сначала жертвой экстремистов стал Дезире Да Леко, приехавший в наш город по туристической визе три недели назад из Кот-д’Ивуара и собиравшийся поступать в один из питерских вузов. Африканца избили на Богатырском проспекте. Скорая забрала Да Леко по анонимному звонку. Диагноз – открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, перелом основания черепа, обильная кровопотеря. Три дня он лежал без сознания в Елизаветинской больнице. Сейчас его состояние улучшилось, и врачи уже не опасаются за его жизнь. Как сообщил корреспонденту «Новой» сам Дезире Да Леко, он практически ничего не помнит, все произошло внезапно – набросились, ничего не выкрикивая, молча принялись избивать...
А затем во дворе одного из домов по улице Хлопина последовало зверское нападение на двух женщин, одну родом из Казахстана, другую из Киргизии (обе гражданки Киргизии). Около девяти вечера 32-летняя Дельфуза Бабаева и 27-летняя Айнур Булекбаева встретились у станции метро «Площадь Мужества», около которой в торговом павильоне работала Айнур. Отправились домой, в общежитие, где снимали комнаты. Пока шли, Булекбаева говорила по сотовому телефону на своем родном языке. По всей видимости, именно это обстоятельство и сыграло роковую роль. Навстречу двигались три молодых человека, на вид 20–25 лет. Они прошли мимо, но вскоре развернулись и напали на женщин сзади. Каждой было нанесено более двадцати ударов ножом. Булекбаева скончалась еще до приезда врачей – один из ударов пришелся прямо в сердце. Бабаеву от смерти спасла плотная одежда. Сутки она провела в реанимации Военно-медицинской академии, затем женщину перевели в отделение неотложной хирургии в состоянии средней тяжести.
И снова показательной стала реакция правоохранителей. Нападение на африканца пока не торопятся трактовать как совершенное на почве расовой ненависти. Хотя Да Леко не пытались ограбить, он ни с кем не ссорился, не конфликтовал. А что касается убийства Булекбаевой... Складывается ощущение, что стражи закона извертелись как уж на сковороде, чтобы не признавать экстремистскую составляющую в этом деле. Сначала говорили о бытовом конфликте, потом – что у киргизки были проблемы на работе. Упомянули о том, что женщины прибыли в Россию нелегально (как будто это имеет какое-то значение). Правда, оговорились: «Нельзя полностью исключать вероятности экстремистского проявления, хотя пока у следствия нет данных, указывающих на это». Но в этот раз правоохранителям не повезло: нападавшие сопровождали расправу недвусмысленными выкриками «Россия – для русских!», и крики эти слышали свидетели преступления. Пришлось в конце концов признать очевидное.
Чем помешала борцам за чистоту нации продававшая овощи в киоске и отправлявшая деньги в Киргизию двоим своим детям (оставшимся теперь, после смерти матери, круглыми сиротами) Айнур Булекбаева? Была ли это тщательно спланированная акция, связанная с судебным рассмотрением других «экстремистских» дел, или же все произошло спонтанно? Ответов нет, впрочем, как ни печально прозвучит, это уже не столь важно. Спланированно ли, случайно ли, но в России все чаще продолжают гибнуть люди, виноватые только тем, что не были русскими. По данным московского Информационно-аналитического центра «Сова», если в 2004 году было совершено 208 нападений российских националистов на иностранцев, то в 2005-м – уже 366 таких преступлений. Одним из основных очагов насилия продолжает оставаться и наш город.
И что по-настоящему удручает – общество уже, похоже, свыклось с подобным инцидентами, они стали неотъемлемой частью нашей жизни, они теперь никого не шокируют и не удивляют. Вспомните, какой резонанс в 2002 году вызвали в свое время убийства торговца арбузами Мамедова, таджикской девочки Хуршеды Султоновой: преступления стали новостью номер один не только в петербургских, но и в федеральных СМИ, с сообщений о них начинались все телевизионные выпуски новостей. Теперь же убийства людей с другими цветом кожи и разрезом глаз – привычное дело.
В последнее время в связи с успешным выступлением россиян на Олимпиаде в Турине было сказано много слов о неуклонном росте уважения мирового сообщества к нашей стране, о возрождении патриотизма. Что ж, патриотизм – дело хорошее. Жаль только, что для многих он является тем самым «последним прибежищем негодяев» – по меткому выражению классика.
Дмитрий КРЕЧЕТОВ